Как правило, при постройке яхты или швертбота особое внимание новички в яхтинге уделяют корпусу, мачте, а также прочим архиважным по их мнению деталям. А вот о незаметных с первого взгляда и небольших элементах судна задумываются чаще всего тогда, когда строительство закончено. Или вообще после того, как яхта была спущена на воду и произошёл тестовый заплыв.
Где используются
Однако эти скромные детали, невзирая на их размер, составляют существенную часть яхты. Их называют словосочетанием «дельные вещи». Название берет свое начало в жаргоне нидерландских моряков. Следует заметить, что ни одно морское судно без дельных вещей не обходится. В основном, зависимо от того, за какие задачи они отвечают, эти детали стоит делить на предназначенные для закрепления, а также настраивания такелажа стоячего и применяемых в целях крепежа элементов бегучего. Помимо того они нужны для буксировки и швартовки.
Чтобы закрепить снастевые элементы в бегучем такелаже, необходимы:
Утка. Она имеет вид стойки о двух рогах (она может быть как деревянной, так и металлической). За неё закладывается снасть для паруса. Она делается с роульсом, если есть необходимость перетягивания снасти паруса непосредственно через неё.
Кофель-нагель. Может быть сделана из тех же материалов. Представляет собой стержень, который вставляется в соответствующую планку, либо кольцо, которое расположено вокруг мачты и называется кофель-бугелем. Используется как замена утки, если приходится закреплять несколько концов снасть для подъема и спуска парусов.
Кнехт. Эта деталь необходима, чтобы закладывать швартовые концы.
Битенг. Основательная стойка, что идёт по палубе и закрепляется у киля. Нужна, чтобы закреплять швартовые и концы буксира.
Стопор, разнообразные зажимы.
Обух. Это болт, имеющий головку в виде кольца, проводится он сквозь палубу в целях закрепления коренных концов или блоков.
Для проведения бегучего такелажа нужны:
Разнообразные блоки.
Кипы-оковки. Они имеют отверстия с окантовкой, в которые пропускают шкоты. Как правило, они передвигаются при помощи рельс, а ещё порой кипу заменяет блок.
Роульс. Это шкив небольшого размера. Он задаёт направление движения тяги шкотов, либо иных снастей. Как правило, их устанавливают на полуклюзах. Также возможна установка на утке.
Погон. Это рельс, а также гнутые определённым образом прутки, на коих, посредством ползунков, двигаются блоки шкотов.
Элементы, которые соединяют детали такелажа друг с другом и присоединяют его к парусам:
Мочки, которые также именуют скобами.
Крюки, другое название — гаки. Если за счёт своего крепления гак можно вращать вокруг оси, то он носит название вертлюжного.
Храпцы. Это приспособление с захватом, что крепко держит, испытывает влияние тяги и может легко раздаться, если к нему не прикладывают усилий.
Выбирание обоих видов такелажа:
Тут потребуется шкотовая и фаловая лебёдка, талрепы, а также натяжки бакштагов.
Детали из металла, которые нужны, дабы осуществлять прикрепление в области корпуса или рангоута, а также краспиц — оковки.
Якорное устройство
К этой области, помимо самого якоря и прикреплённого к нему каната либо цепи, относятся также клюзы. Этим словом обозначаются отверстия, которые могут быть как в борту, так и непосредственно на палубе.
Также есть полуклюзы. Это планки из металла, сверху открытые, сквозь них идёт канат, который нужен для якоря или швартов. Они позволяют уберечь борт от возможных повреждений тросом или цепью. Кроме того, должно быть устройство, которое поднимает якорь и стопорить якорные канат или цепь. Дабы облегчить выбирание последнего, нужны вороты — шпили. У ручного типа есть барабан, ось в котором вертикальная. Привести его в движение можно рычагом, что находится вверху шпиля, а также при помощи вымбовок, либо прибегая к шестерёнчатой передаче. Конструкция барабана — храповая, отменяющая вращение барабана в сторону, которая обратна выбиранию. В случае барабана с осью, расположенной горизонтально, ворот именуют брашпилем. У него либо заменяющего его шпиля есть стопор, который удерживает цепь якоря, если с ней ведётся работа, в момент отдачи якоря. Такие элементы используются на яхтах, где вес якоря не позволяет управлять им вручную.
Чтобы мачта не упала
Юферс — особенный тип блоков, отсутствуют шкивы, есть три отверстия, а также кип по окружности. Используют в талях, чтобы обтянуть фордуны и ванты.
Штаг-юферс, либо штаг-блок — шайба, имеющая одно отверстие размером побольше посередине и три кипа с небольшой глубиной для проведения троса. Нужна для того чтобы обеспечить тягу ватер-штага и штага.
Вант-клотнями называют деревянные кружки, имеющие от одного до трёх отверстий, а по окружности находится кип. Крепится на ванте внизу, чтобы проводить бегучий такелаж.
Коуши — кольца из металла, кип по окружности. В форме круга используются с тросами из растительных материалов, продолговатого вида, либо в виде копий — с тросами из металла. Их фиксируют в блочных стропах, а также в кренгельсы, дабы уменьшить трение, получающееся, когда трос проходит через скобу.
Конечно же, перечисленные детали — не все дельные вещи, которые используются на судах в наше время. Выше приведён базовый список элементов, которые будут интересны и полезны новичкам в яхтинге.