Отдых под парусом

Что такое тузик и как его использовать?

Необходимым условием путешествия на крейсерской яхте является наличие на борту легкой шлюпки, оборудованной мотором или веслами. В морском обиходе такую шлюпку называют «тузиком» (или англ. «dinghy»).

Для чего нужен тузик?

Тузик можно использовать, чтобы:

  • Добраться до берега, если глубина слишком мала и нельзя подойти на яхте достаточно близко. Например, на якорной стоянке.
  • Завести швартовые концы на берег, бочку или пирс.
  • Сообщаться между двумя лодками, если они находятся на некотором расстоянии друг от друга.
  • Оказать необходимую помощь упавшему за борт, или другой яхте.
  • Отбуксировать яхту в безветренную погоду на небольшое расстояние.
  • Отвезти якорь и измерить глубину, чтобы снять яхту с мели.
  • Осмотреть корпус лодки на предмет повреждений.

Обычно, если яхта небольшая (до 25 метров), тузик рассчитан на 2-3 пассажиров и одного гребца (или рулевого, если есть подвесной мотор). Тузик представляет собой надувную лодку с мягким дном, оснащенную уключинами для весел, при желании, подвесным мотором.

Для справки. На больших яхтах в качестве тузика используют более крупные моторные шлюпки — «рибы». Риб отличается от тузика наличием жесткого дна, более мощным подвесным мотором и встроенным рулевым управлением. Риб рассчитан на значительно большее количество пассажиров.

Тузик можно использовать в разную погоду, но при этом — всегда важно знать и соблюдать технику безопасности. Для управления тузиком не нужны права, но от ответственности вас никто не освобождает. Технику безопасности мы опишем чуть позже, а сейчас рассмотрим вопрос хранения и транспортировки.

Транспортировка тузика во время хода яхты

Существует несколько способов транспортировки тузика во время движения на яхте.

  • Тузик можно перевозить на борту лодки. Обычно он укладывается днищем вверх около мачты со стороны носа. Ведь там предусмотрено пространство, которое не задействовано во время хода.
  • Второй способ – это буксировка тузика за лодкой на прочной веревке. При этом важно, чтобы веревка была достаточной длинной, чтобы тузик не опрокидывался и не переворачивался.
  • Третий способ – это наличие специального гаража на лодке в корме, что больше характерно для больших и дорогих лодок.

Обратите внимание, что тузик всегда транспортируется без мотора. В это время подвесной мотор должен быть переключен в транспортный режим и хорошо закреплен на кормовом релинге яхты.

Что важно знать при эксплуатации тузика?

После того, как вы спустили тузик на воду, нужно удостовериться, что он герметичен и не набирает воды, а баллон цел и не выпускает воздух. Проверьте наличие пробки дренажного отверстия и надежность крепления швартового конца с двух сторон.

Далее необходимо надежно закрепить подвесной мотор на транце тузика и переключить его в рабочее положение. Топливный бак должен быть заполнен.

В тузик нужно обязательно положить весла, черпак, емкость с запасным топливом (желательно положив ее в герметичный пакет для защиты от влаги и протечек) и аварийно-спасательное оборудование.

Только после этого — в тузик могут осторожно заходить пассажиры. Предупредите своих друзей, что в тузике может быть мокро, чтобы они надели подходящую одежду и обувь, а также хорошо спрятали предметы, боящиеся воды (например, телефоны).

Когда вы завели мотор, обязательно оденьте ключ-чеку на руку. Это очень важно! Поскольку в случае, если тузик перевернется на волне или при падении рулевого за борт, привязанная к руке чека выскакивает вместе с ключом и мотор мгновенно глохнет. В противном случае — вы не сможете догнать свой тузик, а, что еще хуже, травмируете членов своей команды. Такие случаи далеко не редки в морской практике.

Когда вы закончили ваше путешествие на тузике, вы должны подготовить его к транспортировке. Для этого необходимо последовательно выполнить следующие действия. Проверьте надежность крепления тузика к яхте швартовым концом. Заглушите мотор, переведите его в транспортный режим. Аккуратно высадите всех пассажиров и передайте на борт все вещи. Далее аккуратно снимите подвесной мотор и надежно закрепите его на кормовом релинге яхты. Поднимите тузик на борт и закрепите его около мачты или привяжите его с кормы. Теперь он готов к транспортировке.

Техника безопасности

Тузик — это очень маленькая и неустойчивая шлюпка, поэтому соблюдать технику безопасности крайне важно.

  • Не перегружайте тузик. В среднестатистический тузик помещается 3-4 человека. При большем количестве людей повышается риск попадания забортной воды и потопления.
  • На ходу всегда одевайте ключ-чеку на руку.
  • Старайтесь не меняться местами на ходу. Любое передвижение влияет на остойчивость судна.
  • Вес всегда должен быть равномерно распределен с правого борта на левый и с носа на корму. Это также влияет на остойчивость шлюпки.
  • Ускорение нужно набирать медленно, чтобы лодка не перевернулась.

Техника безопасности

  • Не курите на борту.
  • Не следует высаживаться на каменистый берег при сильном волнении. Внимательно изучите побережье и примите максимально безопасное решение. Не расстраивайтесь, если придется вернуться на яхту. Целый экипаж — это намного важнее.
  • В тузике всегда должен быть черпак, весла, запас топлива, рация УКВ, нож.
  • Если кто-то из пассажиров не умеет плавать, то не забудьте надеть на них спас-жилеты.
  • Если глубина маленькая, много водорослей или есть вероятность встречи случайных камней, заглушите мотор, поднимите винт и продолжайте движение на веслах.
  • Если видимость плохая, лучше оставаться на борту лодки, если есть необходимость перехода на тузике, возьмите с собой свисток или туманный горн и постоянно подавайте звуковые сигналы с трехсекундным интервалом, чтобы обозначить свое движение для других яхт и шлюпок. В условиях плохой видимости — желательно иметь с собой также компас или GPS.

Будьте очень внимательны и осторожны.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти