Шпрингом называют швартовый конец из стали или натуральных волокон, который необходим для того, чтобы удерживать судно в требуемом направлении. Шпринг, в случае перемены ветра либо течения помогает держать судно лагом по отношению к их новым направлениям. Постановка корабля на шпринг раньше использовалась для того, чтобы при атаке в морском бою максимально использовать расположенные на одной стороне борта орудия.
Термин: появление и сущность
Название пришло к нам из английского и означает «пружина». Назначение шпринга — пружинить и поглощать колебание корабля (гуляние), не компенсируемое другими средствами. Благодаря этому удаётся удержать корабль в заданном углу по отношению к течению, ветру, пирсу и т.п.
Сущность же метода можно объяснить так: яхта ставится на якорь обычным способом. Цепь выпускают короче на одну или две смычки, чем надо для таких глубины и грунта. Там же, с кормы через клюз, где отдали якорную цепь, чисто обносят швартовный шпринг. Он крепится при помощи серёг по борту. Ходовой конец шпринга подводится к клюзу якоря и поднимают до бака багром и проводником. В некоторых случаях шпринг прикрепляют к якорю с беседки.
Шпринг во время швартовки
Если с берега дует ветер, небольшой яхте трудно подходить к причалу: он будет сдувать лодку. Подтягивать судно лагом против ветра сложно, ведь пока вы крепите на причале пару концов, лодка сдрейфует в сторону. А просить, чтобы лодку подтянули с берега, не всегда возможно: леера станут помехой. «Шпрингование» станет лучшим решением в таком случае.
Влекомую ветром лодку недалеко от причала надо поставить параллельно пирсу посредством швартовых. Их крепят, а после решают, с какой стороны пришвартовать яхту. Рассмотрим первый вариант.
Надо дать задний ход при помощи двигателя и добавить оборотов. Судно будет двигаться обратно по дуге параллельно пирсу. Когда оно лагом подойдёт к причалу, не останавливайте задний ход, который позволяет сохранить положение. Теперь надо завести оба прижимных швартовых, и «дело в шляпе».
Шпринг при отходе от пирса
Это нелёгкая задача, в особенности, когда возле причала тесно, даже если прижимной ветер совсем слабый. Отойти с ходом вперёд — не лучшая идея: требуется большое пространство спереди. К тому же, возможны обрывы кранцев, корма рискует навалиться на пирс во время отворота, не исключены повреждения борта. А при отходе задом, хоть он и лучше, на пирс может навалиться нос. Тут нужна определённая ловкость бакового и физическая сила, чтобы оттолкнуть от стены нос при помощи отпорного крюка и не дать ему зацепить её. Решить проблему поможет носовой шпринг.
Все швартовые, за исключением носового шпринга, надо отдать. Убедитесь, что судно расположено параллельно пирсу и начните ход вперёд двигателем, положив руль к причалу. Шпринг мешает лодке двигаться вперёд, зато происходит отвал кормы при влиянии водного потока от винта на руль. Перед тем, как дать задний ход и выйти, расположите судно под углом в 45-50 гр. относительно пирса. Нос надо подстраховать кранцами, а на пирсе шпринг заводится серьгой, чтобы не возникло проблем при его возвращении.
Советы бывалых
— Длина шпринга должна быть не меньше, чем полуторная длина судна, что позволяет выдерживать конструктивное удлинение. Не забудьте и о резервных тросах, позаботьтесь о том, чтобы они были на борту.
— Очень важно, чтобы срок службы швартовых был долгим и они могли исполнять роль амортизатора при рывках волн. Для увеличения долговечности швартовых можно применять кручёные упругие концы, на которые можно установить амортизаторы из резины. При короткой стоянке на берегу их можно заложить беседочным узлом и провести в один конец на яхту.