Одной из самых неприятных ситуаций, которая может возникнуть во время плавания, является падение человека за борт яхты. Несмотря на достаточную распространённость подобного происшествия, оно всегда неожиданно и способно вызвать замешательство и даже панику среди неопытных яхтсменов. А это — потраченные впустую минуты, которые запросто могут стоить человеку жизни. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый член экипажа знал порядок действий и способы подъёма упавшего за борт человека.
Опасность нахождения в воде
Многие яхтсмены, по своей неопытности, недооценивают всю опасность нахождения человека за бортом. В этом случае очень многое зависит от температуры воды и волнения моря. Допустим, если температура забортной воды ниже 15 градусов по Цельсию, нахождение в ней может достаточно быстро вызвать температурный шок — у человека начинаются проблемы с дыханием и сердцем. Это может проявляться в учащённом пульсе, аритмии и спазмах дыхания. Если в обычном состоянии человек способен задерживать дыхание на минуту, то в при переохлаждении это время сокращается в разы, вплоть до 10 — 15 секунд.
В совокупности с плохой погодой переохлаждение может запросто привести к трагическому исходу. Когда потерпевший больше не в силах задерживать дыхание под набегающими волнами, оно сбивается с ритма и переходит в спазмы, больше похожие на судорожное заглатывание воздуха. При этом неизбежно и заглатывание морской воды, что только усиливает панику. Как итог — значительная опасность утопления. Ведь объём попавшей в лёгкие морской воды, превышающий полтора литра уже вызывает паралич дыхания и смерть. И даже количество воды в лёгких, равное одному литру способно вызвать сбои в дыхательной системе и, как следствие, потерю сознания. Другая опасность — остановка сердца из-за резкого охлаждения организма, либо повышения артериального давления. Поэтому члены команды должны предпринять все усилия к скорейшему подъёму упавшего за борт человека.
Первые действия экипажа
В международной морской практике подобное происшествие обозначается аббревиатурой МОВ («Мэн овер борт» — «Человек за бортом»). Этот же термин зачастую распространяется и на сам объект спасения, т.е. на человека, и на точку падения. Для успешного развития всей операции по спасению нужно немедленно предпринять следующие действия:
1. Член экипажа, ставший очевидцем падения или первым обнаруживший происшествие, должен громко известить остальных об этом.
2. В сторону упавшего за борт человека должен быть брошен спасательный круг и / или спасательный линь. Бросать круг нужно с наветренной стороны, если конечно это позволяют обстоятельства.
3. Кроме спасательного круга, по направлению МОВ (здесь — точки происшествия) нужно выбросить какой-либо плавающий предмет. Это может быть как ещё один спасательный круг так и простой обрывок бумаги, газета — что поможет во время маневрирования лучше ориентироваться. Ещё лучше, если это будет сигнальный буй или дымовая шашка.
4. Приготовиться к маневрированию с целью приблизиться к МОВ. Шкипер или рулевой должен отметить курс и время, чтобы при потере человека из виду была возможность вернуться в исходную позицию.
Подъём пострадавшего на борт
Как замечают опытные шкиперы, большая часть успеха по подъёму на палубу зависит от действий самого упавшего за борт. Способов подъёма человека на борт в арсенале яхтсменов имеется несколько. Самый простой вариант — если потерпевший находится в нормальном физическом состоянии, а погода на море спокойная. В этом случае можно воспользоваться любым приспособлением — от спасательного линя до кормовой лестницы. Но при достаточно высоком борте яхты даже у вполне активного и не пострадавшего от падения человека могут возникнуть проблемы. Для этого можно использовать так называемый «лифт».
Один конец троса крепится к утке, а другой — через линь к лебёдке. Трос стравливается за борт, после чего человек за бортом встаёт на него ногами, придерживаясь за бортовые ограждения, либо за спасательный линь. Наматывая один конец на барабан лебёдки можно поднять стоящего на тросе человека на достаточную высоту, чтобы он смог самостоятельно забраться на борт. Однако, при этом существует опасность соскользнуть с троса и сорваться обратно в воду. Гораздо более функционален «лифт» с приспособлением в виде цирковой трапеции, сделанной из куска пластиковой трубы, продетой сквозь трос. Трос оборачивается один раз вокруг трубы, чтобы во избежание её прокручивания. На такой «трапеции» пострадавший может вполне комфортно сидеть, держась за натянутый конец троса.
Однако, всё осложняется, при большом волнении или в случае, если человек серьёзно пострадал при нахождении в воде. В данном случае прежде всего нужно связать человека с яхтой. Для этого ему бросают конец если он в состоянии сам обвязаться им. В противном случае человека следует взять за одежду или зацепить отпорным крюком, и удерживая его, постараться закрепить вокруг него конец. Также при наличии соответствующей сноровки можно попытаться набросить на него лассо из троса с булинем на конце. Ещё проще будет использовать трос, двумя концами привязанный за утки, а середина которого скручена в несколько петель. Бросая такой трос в сторону потерпевшего, вы значительно повышаете шансы на то, что сможете «заарканить» его, нежели с помощью булиня.
Для подъёма человека, получившего вследствие нахождения в воде или при падении какие-либо травмы, но находящегося в сознании, можно использовать спасательное устройство в виде треугольного куска парусины. Короткий его край крепиться вдоль фальшборта, а верхний угол — к блоку, закреплённому на свободном фале. Фал запускается через блок шкотов на лебёдку и верхняя часть ткани опускается на воду рядом с упавшим. Человеку останется лишь переместиться внутрь опущенной на воду парусины. После чего лежащий на воде край ткани с человеком поднимается посредством лебёдки до уровня борта. Можно также использовать в качестве подобного «черпака» и грот — достаточно опустить гик в кокпит, и положить парус на воду. Но, как показывает практика, при таком способе существует опасность того, что при подъёме до уровня борта человек может выскользнуть из ткани. Также может возникнуть проблема с притоплением куска ткани, что затрудняет заведение его под пострадавшего, если он настолько ослаб, что не может самостоятельно перебраться на него.
Для облегчения подъёма в арсенале яхтсменов имеется довольно популярное приспособление под названием «Хэнди-билли», представляющее собой систему блоков и конец, низ которого нужно закрепить на упавшем за борт, а верх — на свободном фале. Рабочий конец «Хэнди-билли» задаётся на лебёдку, и с помощью системы блоков на выходе получаем передаточное число 4 : 1, что облегчает подъём. Среди отрицательных его качеств можно назвать необходимость для приведения в рабочее состояние установить между верхним и нижним блоками расстояние в 2 метра. Также из отрицательных сторон «Хэнди-билли» можно назвать склонность её концов к перекручиванию, так что хранить её приходится в смотанном виде, как правило, на дне рундука. А приведение этой системы в «боевое состояние» занимает драгоценные для спасения минуты. Так что, как советуют опытные яхтсмены, успевшие испытать эту систему в действии, хранить её лучше рядом с мачтой, чтобы она была всегда готова к соединению с фалом.
Также для подъёма пострадавшего можно применить спасательную резиновую лодку, закреплённую на линях. Надувать её полностью не рекомендуется — чтобы пострадавший смог забраться на неё. Между тем, даже если на лодке находится спасатель, как показывает практика, втащить на неё обессиленного человека бывает весьма затруднительно. В качестве подъёмного крана на достаточно крупных яхтах можно использовать гик с закреплённым на нём блоком Однако, в случае большого волнения или малых размеров яхты подъём на гике человека становится довольно опасным предприятием — вполне возможно опрокидывание судна.
Выводы и рекомендации. Меры профилактики МОВ
Как говорится, гораздо проще предотвратить происшествие, чем устранять его последствие. Поэтому нужно уделить внимание техники безопасности при нахождении на яхте. Следует соблюдать ряд простых правил, чтобы значительно сократить количество происшествий «Человек за бортом»:
1. Перемещаясь в ненастную погоду по палубе необходимо всегда пристёгиваться. В шторм выходите на палубу лишь в случае острой необходимости.
2. Используйте при ходьбе не скользящую обувь.
3. Соблюдайте на палубе порядок — убирайте из под ног ненужные предметы, мешающие передвижению.
4. При выходе наружу в штормовую погоду всегда предупреждайте об этом кого-либо из членов экипажа.
5. Используйте для отправления естественных надобностей гальюн или, в крайнем случае ведро. Как показывает практика, значительное число спасённых (и не спасённых) людей, упавших за борт, имели расстёгнутую ширинку.
6. Рулевой должен предупреждать остальных членов экипажа о намерении совершить тот или иной манёвр, об опасности большой волны и т.д.
Кроме того, каждая команда должна пройти инструктаж, как вести себя в случае МОВ происшествия. Подобные инструктажи для большего эффекта необходимо подкреплять «учебными тревогами» с отработкой практических навыков. На любой яхте экипаж должен чётко знать порядок спасения человека, оказавшегося за бортом, каждый его член должен уметь оказать необходимую помощь упавшему за борт.