Отдых под парусом

Белый шквал

В 1996 году на широкие экраны вышел художественный фильм с красивым названием «Белый шквал» (White Squall) и знаковыми актерами в главных ролях. Как указывается в титрах, фильм основан на реальных событиях.

2 мая 1961 года шхуна «Альбатрос» с курсантами «Океанской академии» на борту, находилась в 125 милях к западу от небольшой группы островов под названием Dry Tortugas в Мексиканском заливе (24°38′00″N 82°55′12″W). В результате попадания в так называемый «белый шквал» судно перевернулось и затонуло. Несколько человек погибло.

Согласно показаниям капитана судна Кристофера Шелдона, порыв, настигший «Альбатрос», — это был непредсказуемый очень сильный шквал, который не оставил шансов на спасение.

Кадры из фильма «Белый шквал»

Непредсказуемый «белый шквал» указывается в качестве вероятной причины еще одной нашумевшей катастрофы. 14 мая 1986 года 42-метровая шхуна «Гордость Балтимора II» (Pride of Baltimore II) возвращалась с Карибских островов в родную гавань. В 250 милях к северу от Пуэрто-Рико внезапно на судно обрушился шквал скоростью 80 узлов. Судно перевернулось. В результате катастрофы погибли капитан и три члена экипажа. Один из спасенных моряков так описывал происходящее:

«Внезапно в рангоуте заревел ужасный свистящий звук, и стена ветра ударила нас в бок. «Гордость» накренилась в доли секунды. 70 узловой ветер швырнул 20 футовую водяную стену в правый борт. Судно утонуло за несколько минут».

Шквал, погубивший «Гордость Балтимора» считают «Белым шквалом».

Pride of Baltimore II

Так что же это за необычное явление, «белый шквал»? Вот еще одно описание очевидца этого явления:

«День 13 июля 1995 года запомнился знаменитым штормом на Великих Озерах. В это время я как раз пересекал озеро Гурон вместе со своей женой Афелией и нашим черным лабрадором Банкером на 24-х футовой алюминиевой крейсерской яхте «Misty Blue». Наш курс лежал через 30 миль открытой воды.

Погодные условия в тот день были идеальными для плавания: полный штиль и очень тепло, но в то же время накатывала устойчивая зыбь, а горизонта уже не было видно в миле от нашего места, а над ним небо было белесого цвета. Обычно я проверяю погоду перед выходом, но, как это часто бывает, именно в этот раз этого сделано не было, о чем я чуть позже очень сожалел.

Мы вышли за волнолом сразу после четырех часов, моя жена Афелия стояла за штурвалом, пока я занимался повседневными делами внутри лодки. Примерно через 25 минут после нашего выхода я услышал, как наша небольшая телевизионная антенна начала стучать по рубке качаясь из стороны в сторону. Мы обратили внимание, что небо, а точнее мгла, впереди стала темнее. Я забрался на планширь, чтобы спасти антенну. А потом произошло то, чего я еще никогда в жизни не видел за все время путешествий по Великим Озерам. Море впереди внезапно стало покрываться белыми пятнами, как будто огромный косяк рыбы вспенил воду. Белая полоса надвигалась на нас с удивительной скоростью. Она прошла через нас и развернула нос лодки, несмотря на все усилия Афелии удержать курс. Я продолжал стоять на правом планшире, вцепившись в рубку. Внезапный крен влево заставил меня потерять опору под ногами. Я мгновенно рухнул горизонтально, пытаясь схватиться за все подряд.

Афелия сбросила ход, и я, весь дрожа, ввалился в кокпит. Я никогда не забуду вид за бортом. Небо, какое я никогда еще не видел, стало насыщенно пурпурным. Ветер, ускорившийся от нуля до фантастической силы за каких-то пять минут, с ревом локомотива, превратил поверхность воды в кипящее месиво, срывая верхушки волн и разбрызгивая горизонтальными потоками шипящую воду. Я направил «Misty Blue» на волну, пытаясь оседлать ее: мы знали, что все равно не сможем сбежать от шторма.

В течение 15 минут шестифутовые волны захлестывали нашу лодку. Дождь лил так сильно, что дворники были практически бесполезны. Стало очень темно, но слепящие молнии, сопровождаемые раскатами грома, раскалывали мрак каждые 10-20 секунд.

Белый Шквал 25 октября 2009 года в Магеллановом проливе

Наша алюминиевая лодка обладала достаточной мореходностью. Удерживая нос яхты по волне, тем не менее, мы иногда черпали воду. Будучи достаточно легкой, лодка шлепалась на набегающую волну с громким содроганием, подскакивая бешено вверх, а затем, падая вниз с характерным скрежетом изгибающегося продольного набора корпуса, одновременно стараясь развернуться бортом, в то время как нос хватал стремительно несущийся поток ветра. Я изо всех сил налегал на штурвал, чтобы не дать лодке развернуться.

Вода бурлила и заливала все щели и углубления на палубе. В рубке образовалась каша из матрасов, мешков, продуктов и посуды. Льяльная помпа работала непрерывно. Мы оба молились, чтобы корпус выдержал, так как он уже несколько раз ремонтировался, и имел поврежденные заклепки. Пятидесяти узловой ветер продолжал свирепствовать, срывая кипящие белые барашки с волн. Как только у меня мелькнула мысль: «Боже, только грозы не хватало»,- как сразу полил ливень. Когда, наконец, через 45 минут ветер ослабел, я передал по радио в адрес береговой охраны свои координаты и описал ситуацию.

Внезапно я ощутил удар холодного воздуха с правого борта, который разметал все бумаги и карты. Компас подтвердил, что мой курс изменился к северо-западу, а ветер повернул на 90° к северо-востоку. Он продолжал сильно дуть, и вскоре образовалась толчея из волн. В течение 20 минут движущиеся под перекрестным углом друг к другу барашки слились в огромную толчею – «Рождественскую елку», — как называют такой эффект моряки Великих Озер. Эти «деревья» были от 10 до 12 футов в высоту, видимость упала до 50-100 футов. Стало очень холодно, так что мы покрылись гусиной кожей.

К 6.30 шторм стал утихать, ветер ослаб до 25 узлов, но волнение оставалось на уровне 5-7 футов. В 7.00 небо начало очищаться, и мы увидели маяк Tawas в 12 милях от нас. И сразу мимо, практически подрезав нас, проскользил большой железный пароход (БЖП), направляющийся на север. Вскоре подошло судно береговой охраны, поинтересоваться, все ли с нами в порядке. С двигателем все ОК, поводов для беспокойства нет.

В 8.00 снова выглянуло солнышко, ветер стих совсем и мы почапали дальше в Tawas, на ходу откачивая обеими помпами воду.»

Итак, белый шквал – это сильное и внезапное усиление ветра без указующих на него шкваловых облаков, то есть в чистом небе. Порывы ветра, обычно очень сильные, срывают с гребней волн пену и водяную пыль, делая поверхность моря белой. Белый шквал, связанный с изолированным облаком на чистом небе, с белесостью в зените во время шторма или же с темным облаком, имеющем красноватую середину, называют bull’s eye squall.

Условия появления белого шквала могут быть разные, но основная причина — это резкий скачек температуры воздуха вверх или вниз. При этом скачке на небольшом участке суши и воды происходит резкое испарение влаги или выпадает большое количество осадков, и тонны воды поднимаются вверх или вниз. На прилегающих участках за счет резкого перепада давления воздух втягивается в центр испарения или, наоборот выдавливается в стороны с невероятной скоростью. Скорость ветра может достигать 25-30 м/с. Вместе с воздушными массами перемещается и вода. Видимость при «Белом шквале» бывает не более двух — трех метров. Продолжительность не более получаса, затем на некоторое время наступает штиль.

В ясные тихие ночи воздух у земли охлаждается сильнее, чем на некоторой уже небольшой высоте, и к утру в нижнем слое атмосферы образуется инверсия температуры, т. е. температура не убывает с высотой, а, наоборот, увеличивается. На верхней границе инверсии, на высоте не более 100-200 м, часто возникает ветровая мезоструя, имеющая в результате колебаний волнообразный характер.

В тех случаях, когда амплитуда колебания мезоструи оказывается достаточно большой, ложбина ее может опуститься до земной поверхности. Тогда вслед за прохождением над головой наблюдателя крутящегося облачного вала, характерного для гребня волны, у земли вдруг проносится шквал, продолжающийся не более 1-2 мин. Обычно он не повторяется, и с его окончанием снова устанавливается прежнее затишье или слабый ветер.

Хотя это явление типично для суши, оно, тем не менее, как «белый шквал» вполне вероятно и в прибрежной части моря.

В некоторых случаях мезоструи наблюдаются вблизи земли, на высоте буквально нескольких метров. Тогда их волнообразный характер проявляется не в вертикальной плоскости, а в горизонтальной, и прямолинейно движущееся судно может неожиданно оказаться в зоне затишья.

Некоторые считают, что белый шквал – явление крайне экзотическое, и вероятность встречи с ним ничтожно мала. Это не совсем так.

«2004 год. Внезапный шквал на регате в Саратове снес в кучу яхты пришвартованные около набережной. Около 15 яхт разбилось, некоторые в пух и прах. Все произошло внезапно и прошло в течении 15-30 минут, после чего опять стало солнечно и ярко.

Устроители регаты могли заранее узнать прогноз на усиление ветра, но или не узнали или как всегда… Внешних признаков приближения шквала почти не было. Только жара, затишье и своего рода дуга из дымки, этакая вертикальная стенка на высоте в несколько сотен метров и длиной в пару километров, которая заметно быстро приближается. Первый раз я просто обратил внимание на необычное явление, а когда эта дуга приблизилась, поднялся сильный ветер с порывами где-то под 15-18 м/с. Поднимало в воздух листы оцинковки, одним из которых сильно поранило знакомого. На следующее лето я снова увидел в небе похожую дугу из дымки, и все повторилось, правда немного слабее.»

Будьте бдительны в жаркий день, особенно если есть дымка. Это первое предупреждение! Все может случиться!

«…Это то, чего моряк боится больше всего: когда шторм возникает ниоткуда, превращая спокойное море в неистовствующую череду белых пенных гребней волн. Шторм, который приходит из мглы или тумана, скрывающих признаки его приближения».

Источники: «Словарь ветров», Ленинград, Гидрометеоиздат, 1983, Walter J. Hoagman «Great Lakes Squall!», Новожилов Н. И. «Ветер побережья» журнал «Катера и яхты» №55 1975 год.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти