Современная яхта – это объект повышенного потребления энергии, на ней есть самые разнообразные электроприборы, облегчающие жизнь на борту и делающие её более комфортной. Но им необходимо «питаться», а значит, расход энергии неизбежен. Что это за приборы и как обеспечить их работоспособность вдали от берега?
Потребители энергии
Потребителями энергии могут стать самые разнообразные устройства: от обычных бытовых, до специализированных, помогающих морякам в путешествии. В первую группу можно отнести всем нам привычные электрочайники, телевизоры, кухонные приборы, элементы освещения. Также нельзя забывать о зарядных устройствах для мобильных телефонов, видеокамер, фотоаппаратов и т.д.
Вторая группа – это навигационное оборудование, эхолот, радиостанция, автопилот, ходовые огни, водяные насосы и помпы. Многие современные яхты оборудуются электрическими лебедками и электрическими подруливающими устройствами. Ну и запустить двигатель при отсутствии заряда стартовой батареи невозможно.
Как вы сами можете убедиться, потребителей энергии достаточно много и, с каждым днём из-за развития технологий их становится всё больше и больше. Возникает закономерный вопрос: как же получить необходимое количество электроэнергии?
Источники энергии
Говоря об источниках энергии, следует разделить их на традиционные и нетрадиционные. К первой группе относится, прежде всего, береговое питание, которым можно пользоваться, пребывая на стоянке. А вот когда начинается плавание, на помощь приходят бензиновые или дизель-генераторы, а также аккумуляторные батареи разных видов.
Солнечные панели также являются более традиционными источниками энергии, несмотря на распространённое мнение об их редком использовании. Известно, что чем больше площадь солнечной панели, тем больше она способна дать энергии. Но, поскольку размеры батареи, как правило, ограничены размерами самой яхты, нужно задуматься и о других источниках, чтобы не остаться без электропитания посреди открытого моря.
Пару слов можно сказать о ветрогенераторах и роторных генераторах. Если ветрогенератор промышленного типа имеет высокую мощность (500 Вт), его неоспоримое преимущество — более высокий КПД, нежели у роторного ветряка. Однако, у него есть минусы: высокая стоимость и обязательная для обеспечения качественной работы высокая скорость ветра, приблизительно от 10-12 м/с. А роторный ветрогенератор легко сделать своими руками. Не надо искать дорогое оборудование, либо запчасти от транспортного средства (пропеллер, винтовой двигатель, лопасти и пр.). Даже при скорости в 4-5 м/с обеспечен постоянный ток, напряжение которого равно 12 В.
Ещё можно упомянуть о парусных ветродвигателях, гидротурбинных установках, ветряках, вихревом ветродвигателе. Всё это — нетрадиционные источники энергии, которые сегодня используются на яхтах.
Что дальше?
В будущем планируется делать упор на экологические источники энергии. Уже сегодня ищут способ более глобального использования солнечных батарей, создавая яхты, полностью ориентированные на этот источник.
Ещё в 2001 г. был изобретён инновационный метод передвижения по воде. Его автор, Solar Sailor, создал электроэнергетическую систему гибридного принципа, которую можно использовать на любом транспортном средстве. Представители организации назвали своё детище солнечным парусом. На самом деле это и есть парус, но вместо ткани там используются полупроводниковые элементы. «Крылом» солнечной энергии, в качестве источника, используются ветер и солнце. Гибкость паруса — ключевой момент в дизайне, так как именно этот параметр разрешает без опасения регулярно и автоматически отслеживать солнце, дабы обеспечить оптимальные условия сбора ветровой и солнечной энергии. Несмотря на внешний вид, парус весьма производительный.
А вот компания Sauter Carbon Offset Design сделала в новой яхте ставку на три возобновляемых источника энергии — солнце, ветер и даже волны. Выпущена яхта с множеством устойчивых технологий, а также с гидропонным хозяйством, превращающим судно в самодостаточное транспортное средство, которое будет находиться в море столько, сколько заблагорассудится пассажирам, не отвлекаясь на дозаправку и пополнение продовольственных запасов. Основной источник энергии — солнце, которое служит для работы гидропоники и выработки электроэнергии солнечными батареями. Использование энергии ветра происходит при помощи вспомогательного автоматизированного паруса, который дополнительно вырабатывает до 200 кВт электричества. Этот парус позволяет судну достичь максимальной скорости свыше 18 узлов.
Итак, киты, на которых базируется будущее источников энергии — это природные силы. В этом направлении ведут свои разработки почти все профильные компании, тогда как использование дизельных, бензиновых и прочих источников постепенно отходит в прошлое.
Что можно сделать сегодня?
Для того чтобы жизнь на яхте была комфортной и не приходилось экономить каждый ватт, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы потребителей энергии было меньше. Так, например, холодильник может быть с холодильными панелями или функционирующий на газу. Для организации тёплого душа можно пользоваться газовыми водогреями с накопительным принципом, либо же применять тёплую воду, которая поступает из 2 контура, что охлаждает двигатель.
Печка на дизеле пригодится, только если вы ходите на яхте свыше 30 параллели. Опреснитель же, что является на яхте предметом первой необходимости, лучше выбирать не только экономичный, но и качественный. Автопилот же лучше выбирать ветровой. А электрическое освещение заменить светодиодным.
Ну и, наконец, помните, что энерговооружённость яхты зависит от климата, в котором вы путешествуете: на севере лучше использовать два ветрогенератора и солнечные батареи, на юге же достаточно в дополнение к солнечным батареям одного ветряка.