Продолжение. Начало читайте на странице «Сицилия — Сардиния»
11-15 августа
Встали рано. Не было ещё восьми, когда мы выбрали якорь и вышли из бухты. Ветер встречный, 230…240°. Почти три часа шли под мотором до мыса Спартивенто, а ветер, тем временем, постепенно поворачивал к западу, а когда вышли на открытый простор, дул точно с направления 270°.До Менорки нам горючего всё равно не хватит, поэтому, не смотря на то, что лавировщик из нашей лодки не важный, мы заглушили двигатель, раскрутили геную и пошли в море курсом 220° со скоростью около 5 узлов. Ветер продолжал немного поворачивать по часовой стрелке, мы удалялись от острова. Через два с половиной часа сделали поворот, берег снова начал приближаться. На этот раз мы тянули галс, пока почти не въехали в залив Пальмас. Слева из моря торчали скалы Ла Вакка, и я повернул лишь тогда, когда был абсолютно уверен, что мы пройдём их с наветренной стороны без лишних поворотов. Ветер усилился, я частично закрутил геную, что, конечно же лавировочных качеств не улучшило. Но скалы мы всё же миновали, хотя прошли очень близко, а скоро и ветер начал стихать. Пришлось поднимать грот.
Всю дорогу до Менорки ветра были переменные и неустойчивые. То шли в бейдевинд с креном, то фордевинд, потом ветер стихал и паруса начинали хлопать на волне. Заводили мотор и шли принюхиваясь к ветру. Как только обнаруживалось какое-то движение воздуха, пытались поймать его парусами. Рассветы сменялись закатами, море было абсолютно пустынным. Изредка проходило вдали какое-нибудь судно. Мы ни разу не встретили дельфинов и не поймали ни одной рыбы. На второй день потеряли леску с воблером, видимо она перетёрлась о что-то, остался размочаленный конец. 14 числа к вечеру подул слабенький Вест, прямо в корму. Под гротом и генуей рулевой, почему-то, отказывался рулить, пришлось грот убрать. Стемнело. Было тепло и небо совершенно ясное и полное звёзд. До Менорки оставалось совсем немного и Марина не пошла спать. Мы лежали в копите и искали созвездия. Оказалось сами мы кроме Большой и Малой Медведиц, да ещё Кассиопеи ничего не знаем. Но у меня есть программка Planetarium. С помощью неё мы разыскали в небесном хаосе созвездия Орла, Лебедя, Лиры, Цефея, Андромеды.
Впереди по курсу светились, всё приближаясь огни Менорки. В бинокль, я без труда разглядел огни бакенов фарватера ведущего в бухту. Знакомые места. В прошлый раз мы пришли в Маон после двухдневного шторма, измотанные и напуганные и сразу направились в марину, не смутившись даже ценой за стоянку (больше 50 евро). Сейчас же, после спокойного, ленивого перехода мы не были намерены тратить такие деньги. Пройдя в самую глубину бухты, за остров Дель Рей встали на якорь. Судя по лоции, здесь должна была быть якорная стоянка, но яхт не было видно. Было уже пять часов утра и мы легли спать. Около одиннадцати, мы уже проснулись и варили себе кофе, подошёл РИБ портовой службы. Дядька в униформе сказал, что здесь стоять нельзя.- В лоции здесь обозначена якорная стоянка. — возразил я.
— Наверное у вас лоция старая.
— А где можно стоять? Только в Кала Таулера. И всё?
— Да. Только там.
Было видно, что мужику не доставляет большого удовольствия прогонять нас к чёрту на куличики. Кала Таулера, это бухта на противоположной от города стороне залива.
Залив Кала Таулера
— Хорошо. — сказал я . — Мы сейчас уйдём.
— Thank you. — поблагодарил он нас за понятливость и ушёл.
Делать нечего. Позавтракали, выбрали якорь и пошли. Прошли узким каналом за островом Лазарето и оказались на месте. Последняя якорная стоянка в заливе Маон. Там уже было с десяток яхт и множество местных лодок. Мы выбрали себе местечко с южной стороны, поближе к берегу (5 метров, песок).
По берегу бухты, здесь он представляет собой тонкий перешеек, проходит дорога, и мы надеялись, что какой то транспорт ходит в город. Но ожидания наши не оправдались. По дороге, идущей по холмам, со склонами поросшим какими то суровыми кустами, без единой тропинки между ними, мы прошли пешком до ближайшего посёлка, Кала Йонга. В дневную жару он казался вымершим. По серпантину дороги спустились вниз, к воде, нашли супермаркет в котором почти не было покупателей и очень высокие цены. У продавца спросили, как можно отсюда доехать до города, на что он сказал: — Только на такси. Около 30 евро в один конец. В таком случае дешевле было встать у платного причала.
На обратном пути «голосовали», пытаясь остановить попутку, но машины проносились мимо, не обращая на нас ни какого внимания. Марина бурчала, кроя на чём свет стоит водителей, не желающих подвезти идущих под палящим солнцем пешеходов с поклажей. В раздражении она показала средний палец вдогонку одной из проехавших мимо машин. И тут…. Проехав метров 200, автомобиль остановился и стал сдавать задом. Пожилая пара, испанцы. Предлагают подвезти.
— Ну и не стыдно тебе? — сказал я Марине.
— Ни сколько.
А мне было неловко. Интересно, они жест увидели, или просто остановились? Остаток дня я провёл ныряя у береговых скал, наблюдая за приходящими и уходящими лодками и за бытовыми заботами. Опять вышел из строя поплавок-выключатель трюмной помпы. Я разобрал его, вскрыв пластмассовый корпус, вроде всё в порядке. Побрызгал на выключатель спреем для электропроводки, собрал на герметике, снова всё заработало. Но, скорее всего, это не на долго.
16 августаС утра мы завтракали и никуда не торопились, но в бухте появился портовый РИБ. Он подходил то к одной, то к другой лодке и что-то там подолгу выяснял с экипажами. В бинокль было видно, что с борта на борт передают какие-то бумаги. Тут я вспомнил, что в лоции (даже в моей устаревшей) написано, что иногда за стоянку в этой бухте взимают деньги. Ну это уж слишком будет! Мы побросали немытую посуду в тазик и снялись с якоря.
Но пошли мы не к выходу из залива, а обратно, через канал, вглубь. У нас совсем закончилась вода в баках, нужно было где-то набрать. В ближайшей за каналом бухте, Кала Йонга (мы вчера сюда ходили за продуктами) стояли яхты у плавучих причалов. Подошли к первому попавшемуся свободному месту, вспугнув парочку, кучерявого француза с подружкой топлесс. Так как никого больше не было, я спросил у француза:
— Воды можно набрать?
— Наверное можно. — Сказал он.
Оказалось, что контора, ведающая этими понтонами, находится где-то дальше, в другой бухте. Ну и ладно. Мы быстро размотали свои шланги, налили под завязку баки и канистры и так же быстро ушли, нисколько не мучаясь угрызениями совести. Ведь это надо же, в огромном естественном порту Маон нет места для бесплатной стоянки!
В море дул NE, около 2 баллов. Под полными гротом и генуей скорость 3 узла в острый бейдевинд. Идём в Кала Форнейс. За мысом Пунта Сант Эсперо правым галсом получалось идти почти параллельно берегу, лишь слегка приближаясь к нему. Когда скалы становились слишком близко, мы делали короткий контр галс в море и снова поворачивали. Лодку вёл железный рулевой, Марина что-то вышивала, я читал книжку, изредка бросая взгляд на берег. Всё шло тихо и размеренно, до берега было ещё метров 300, можно ещё потянуть этим галсом. Очередной раз оторвав взгляд от книжки и глянув вперёд, я подпрыгнул с банки как ошпаренный, скинул цепочку рулевого с румпеля, переложил его влево до отказа и завёл дизель.
— Что такое!? Что случилось!!? — Переполошилась Марина. Она сидела лицом к корме, прислонившись спиной к рубке.
— Посмотри вперёд! — сказал я.
— Ох и ни хрена себе..!!! Метрах в пятидесяти от нас (может быть и больше, я не мерял, но казалось совсем рядом), теперь уже по левому борту, из воды торчали красивые жёлтые скалы, и вода вокруг них была светло бирюзового цвета. Посмотри я вперёд на несколько секунд позже, и людям на пляже было бы обеспечено незабываемое зрелище кораблекрушения. Когда голова снова обрела способность соображать, заглушил дизель. Запустил я его сгоряча, большой необходимости в этом не было. На этот раз мы ушли в море мили на три. А ведь достаточно было заранее посмотреть карты и убедился, что здесь таких рифов до чёрта.
Не знаю почему, но, независимо от времени выхода и прихода, ветер всегда кончается за несколько миль от места назначения. Вот опять. Последние три мили пришлось идти под дизелем. Залив Кала Форнейс очень глубоко врезается в берег. Яхт, огромное количество. Сначала мы пытались встать на пятачке недалеко от входа в порт, но часто проходящие туда и обратно лодки разводили волну и там сильно качало. Тогда мы ушли дальше, вглубь залива, за территорию занятую буями, и бросили якорь в удачном, как мне показалось месте, но обнаружили, что стоим посреди маркированного канала для подхода к берегу. Пришлось ещё раз менять место. Здесь было довольно тихо и спокойно. Зачехлив грот и наведя немного порядок, плыли на берег, до которого было не очень близко, по той простой причине, что у берега мелко. Тузик привязали у мостка парусной школы, рядом с другими надувными лодками. Уходя заглянули в офис в деревянном щитовом домике, спросить, не будут ли они против. Никто против ничего не имел.
Набережная в Кала Форнейс — классическая набережная курортного местечка. Вся первая линия это рестораны и, изредка, магазины. Единственное отличие, множество каяков и каноэ на прокат.
Действительно, в этом закрытом заливе наверное приятно пройтись на вёслах. Внутри городка — белые домики, узкие улицы, маленькие площади. На площади — рынок. Одежда и безделушки.
В лоции я прочитал, что местная кухня славится лангустами. И действительно, они были в меню практически в каждом ресторане. Прогулявшись по городу и пройдя всю набережную пару раз, мы выбрали себе ресторанчик. Заказали, конечно же, лангуста, меню на две персоны. Официант, услышав, что я говорю по итальянски, посоветовал взять другое:
— Здесь суп из лангуста. — Сказал он. — Возмите лучше гриль. Обычно итальянцам суп не нравится.
Гриль был не плох. Распиленный пополам лангуст, креветки и множество разных моллюсков. Однако, зря мы не взяли супчик. Я видел его на столе у соседей. Очень аппетитно выглядит. Но, ужин и так обошёлся недёшево. В другой раз. В местном магазине рыболовных принадлежностей, купили, в замен нашей утерянной, снасть, состоящую из зелёного шнура, намотанного на шпульку куска лески и нескольких кальмаров из красного пластика.
17 августаС утра пораньше пошли в бар на площади, не от привычки завтракать в баре, просто нужно было обновить прогноз, а там есть интернет. На ближайшие дни ветер ожидался слабый, но попутный. В супермаркете купили 20 литров воды в 5 литровых бутылках. Ещё я сходил на заправку в порт и залил две канистры солярки. В половине первого выбрали якорь, вышли из залива и пошли в чистый фордевинд, поставив паруса бабочкой, 4…4,5 узла.
Спокойно доехали до мыса Кабо Нати , повернули на юг, но как я уже говорил, последние 6 миль до городка Сиудаделла, пришлось идти под мотором. В щель среди скал, в которой расположена марина и в маленькой бухте вроде даже обозначена якорная стоянка, мы только сунулись и повернули назад. На якоре там стоять негде. Чуть восточнее есть ещё один залив, где стоят яхты. Залив похож на прокопанный канал, узкий со скальными стенками уходящими вертикально в воду.
Залив Сиудаделла
С большим трудом, и не с первого раза мы, наконец, встали так, чтобы не беспокоиться, что при изменении направления ветра окажемся у скал. Самое интересное, что совсем рядом от городка построен огромный мол. Но в этом большом порту яхт совсем нет, туда заходят лишь большие паромы. Пока купались, ужинали и т. д. Солнце начало клониться к горизонту. Мы засобирались в город. Долго думали, где оставить тузик и решили грести на нём в марину. Казалось, что это совсем рядом, но на надувном бублике грести не так просто. Когда добрались до причала, я уже начал жалеть, что не оставили его где то возле лодки, ведь придётся ещё грести назад.
Город нам понравился, правда народу на улицах просто толпы. Полагаю туристы. Хотя, чем они тут днём занимаются? Пляжей я в округе не заметил, здесь как на Мальте, кругом одни скалы. В некоторых местах существуют свои традиционные сувениры. Так на Лазурном берегу нам кругом попадались «мухи» (оказалось это были цикады). Фигурки, большие и маленькие, открытки, календари, магниты и ещё бог знает что. В Сиудаделла таким сувениром были местные традиционные сандалии «аваркас». Очень примитивные — подошва, кусок кожи спереди и ремешок сзади.
Кроме того, что во всех обувных магазинах, наряду с обычной обувью, их представлен огромный ассортимент (внешне они отличаются только цветом), есть магазины торгующие только этими сандалиями, продаются магнитики в виде сандалий и даже брелоки доля ключей. Сандалий мы покупать не стали, зато приобрели местную СИМ карту, в надежде на интернет. Однако, модем «Связной» не захотел с ней работать, пришлось использовать её просто для телефонных звонков. Почему-то здесь все интернациональные звонки стоят меньше, чем внутри страны (карта «Оранж», единый тарифный план).
Пока гуляли, стало совсем темно. К счастью был полный штиль. Мы уселись в тузик, и я уже приготовился к долгой гребле вдоль отвесных скал. Но, не успели мы пройти и ста метров, как нас нагнал РИБ под мотором, в нём человек шесть народа. Остановились, чего говорили, не понял, понял, что предлагают подвезти. И ведь действительно, дотащили нас до самой лодки. Не перевелись ещё добрые люди.
18 августа
С утра снова ходили в город. На этот раз тузик оставили на берегу, на скальной террасе прямо напротив лодки. Просто погуляли, посмотрели на город при ярком дневном свете. Попытались выяснить, хотя безуспешно, почему не получается соединиться с интернетом по купленной СИМке. Как обычно, докупили продуктов. В 11 часов вышли на Майорку…
Продолжение следует…
Начало здесь: «Сицилия — Сардиния»
Оригинал рассказа опубликован на сайте http://igorkiporouk.webs.com/
Автор рассказа — Игорь Кипорук