История мореплавания, как и история виноделия, насчитывает не одно тысячелетие, нельзя доподлинно установить, что же появилось раньше. Как бы то ни было, с древнейших времён морская жизнь неразрывно связана с культурой употребления алкогольных напитков.
Немного истории
Самые первые артефакты, свидетельствующие об употреблении вина на борту кораблей, относятся к эпохе Древней Греции. Практически на каждом судне того времени имелись элегантные амфоры или объёмные пифосы для хранения и перевозки вина. Традиция употреблять алкоголь во время многодневного плавания особенно укрепилась во времена, последовавшие за эпохой Великих географических открытий.
Глоток горячительного напитка придавал матросам силы во время авралов, согревал их от простуды во время вахты на промозглом ветру. Кроме того, вино наделялось и многими целебными свойствами – начиная от способности облегчить морскую болезнь до профилактического средства против цинги. Даже сегодня на многих флотах вино входит в обязательный рацион моряков в качестве средства, улучшающего работу желудочно-кишечного тракта. А как же дело обстоит с употреблением вина на современных яхтах? Какие существуют правила и ограничения на этот счёт?
Пить или не пить?
Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Конечно, в большинстве случаев — современный яхтинг воспринимается, как отдых. У большинства наших (и не только наших) сограждан отдых неразделимо связан с употреблением алкогольных напитков. Но не стоит забывать, что любой выход в море является источником повышенной опасности, а алкоголь у многих людей притупляет как чувство самосохранения, так и чувство ответственности. Поэтому злоупотреблять спиртным во время перехода категорически не рекомендуется, особенно если вы являетесь членом команды. Для большей убедительности стоит ещё раз повторить банальную фразу – «море ошибок не прощает». Каждый член яхтенной команды должен иметь ясную голову и хорошую координацию не только во время вахты.
Но даже в том случае, если судно взято вами в crew charter – с наёмной профессиональной командой, пускаться во все тяжкие всё-таки не стоит. Слишком велика опасность получить травму на палубе, либо стать участником какого-либо иного происшествия, самое серьёзное из которых – Overboard, падение за борт. Это может произойти настолько внезапно, что пострадавший не будет иметь возможности позвать на помощь – например, во время прогулки по палубе или во время отправления естественных надобностей. В подтверждение этому можно привести следующий пикантный факт. Как свидетельствуют спасатели Службы береговой охраны США, значительная часть фигурантов подобных происшествий имели значительную концентрацию алкоголя в крови и расстёгнутые ширинки.
Если вы решили отдохнуть во время морского похода с бокалом вина, то лучше всего это сделать во время якорной стоянки или в кафе в марине. Но и тут особенно увлекаться не стоит, чтобы после не было стыдно за весело проведённое время.
Какое вино лучше взять в круиз?
Но всё-таки, совсем без вина представить себе полноценный отдых на борту яхты невозможно. На этот счёт на Западе имеется давно сложившаяся традиция: не зря в Европе считается, что умение правильно пить вино – один из признаков культурного развития человека. На небольших яхтах вина обычно хранятся в специальных винных шкафах, а на крупных круизных яхтах может быть оборудован винный погреб.
Если вы отправляетесь в многомесячный круиз, то следует помнить, что большинству вин корабельная качка категорически противопоказана. Это относится к старым напиткам выдержки более четверти века. Как утверждают именитые сомелье, для таких вин необходимо обязательное соблюдение трёх параметров: покой, тишина и темнота. Обеспечить же их в условиях небольшого судна не представляется возможным, поэтому самые дорогие и изысканные вина теряют свой вкус и аромат. Именно поэтому считается, что яхта не самое лучшее место для хранения породистых напитков.
Самый лучший вариант – это взять с собой в плавание мадеру, херес, портвейн. Этим напиткам самой технологией производства предусмотрено созревание в условиях морской качки. Подобные напитки совершенно не теряют своих качеств во время многодневных путешествий. К примеру, портвейн появился на свет именно в качестве вина, «приспособленного» для морских перевозок. В качестве стабилизатора в напитки, производимые в долине Дору, португальские виноделы стали добавлять бренди. В результате — на свет появилось знаменитое «порто-вино».
Ещё один нюанс яхтенного этикета: на борту не принято употреблять красные вина. Кстати, это относится не только к алкоголю, но также к любым красным и марким продуктам (ягоды). Дело в том, что яхту принято содержать в чистоте, традиционная одежда на борту также белая. А красное вино, случайно разлитое неловкой рукой может безнадёжно испортить не только одежду, но и оставить несмываемые пятна на светлой обшивке, обивке мебели и на тиковой палубе.
Вопросы здоровья
С точки зрения медицины, вино оказывает тонизирующее действие на кровеносные сосуды и снижает утомление организма. Но в условиях летней жары — максимально допустимая норма потребления сухого вина составляет не более двух бокалов. Креплёные вина при высокой температуре воздуха могут стать причиной головной боли и иных нежелательных последствий. Путешествуя на яхте во время полуденной сиесты лучше отдавать предпочтение самым лёгким сортам, с малым содержанием алкогольных ферментов. Креплёные же напитки лучше всего оставить на вечер, их рекомендуется употреблять за ужином, на закате солнца. Шампанские и прочие игристые вина не желательно пить на жаре. Сами по себе они очень коварны. Содержащаяся в них углекислота способствует ускоренному всасыванию алкоголя в кровь, а жара только усугубляет этот эффект.
Кроме того, решая, что и как пить на борту яхты, следует уделять особое внимание состоянию своего собственного здоровья и своему возрасту. Не следует в этом вопросе гнаться за более молодыми и здоровыми членами команды.