Если ещё полвека назад основным материалом для парусного вооружения судов служила классическая парусина, то к услугам современных яхтсменов представлен широчайший ассортимент. Полиэстер, майлар, пентекс, кевлар и экзотические разработки из модифицированного полиэтилена и карбона, каждый из этих материалов имеет свои технические характеристики и свой срок службы.
Что влияет на износостойкость паруса?
Чисто теоретически, современные паруса могут прослужить не один год без потери своих качеств, при условии прохождения тысяч и тысяч миль. Но, как показывает практика, длительность эксплуатации паруса зависит от множества факторов, налагающихся друг на друга. Прежде всего, это:
- Материал изготовления.
- Область применения.
- Качество пошивки.
- Правильный уход.
Тип ткани
Ткань подбирается в зависимости от области применения паруса и финансовых возможностей яхтсмена. Вполне понятно, что более прочная и долговечная ткань стоит дороже. Впрочем, это правило действует не всегда, иногда можно приобрести качественный материал за относительно небольшую сумму. В общей стоимости готового паруса цена ткани обычно составляет 20 – 25%. К ней предъявляются следующие требования:
- Воздухонепроницаемость. Благодаря особым пропиткам — сегодня любая парусная ткань может похвастаться подобным эффектом, данный показатель уже не столь критичен, как в эпоху господства парусных судов.
- Удельная прочность. От этого технического показателя напрямую зависит долговечность парусного вооружения. Слово «удельная» означает, что прочность рассчитывается на единицу площади или массы материала. Поэтому парус должен быть максимально прочным на разрыв при минимальном весе.
- Эластичность. Ткань должна быть устойчивой к различным деформациям, происходящим в процессе эксплуатации – изломам и перегибам. После того, как полотно будет вновь расправлено, следы изгибов должны быстро и бесследно исчезнуть.
- Модуль упругости. Этот фактор является наиболее критичным из всех, предъявляемых к современным материалам для парусов. Этот показатель характеризует свойство парусов сопротивляться растяжению под воздействием ветровых нагрузок.
- Стойкость к воздействию влаги, соли и ультрафиолета.
Среди наиболее распространённых на сегодня тканей можно отметить: полиэстер (он же дакрон), терилен, нейлон, арамидные (кевлар и технора) и полиэтиленовые (пентекс, спектра и тд.) ткани. Для усиления износоустойчивости парусной ткани часто применяется ламинирование – покрытие их защитной плёнкой.
Правильное использование
В зависимости от того, в каком режиме предполагается использовать паруса, определяется и их долговечность. В условиях гоночной регаты — парусное вооружение испытывает гораздо большие перегрузки, чем во время прогулочного круиза. Скажем, фирма-производитель «Норд-Сэйл» даёт гарантию на свои паруса из ламинированного пентекса в условиях гонок – всего 400 часов, а в условиях морского круиза на порядок больше. Кроме того, нужно стараться предотвращать трение паруса о различные твёрдые предметы – краспицы, ванты. Даже новый парус, при хорошем волнении, может истереться о краспицу почти до дыр за несколько дней. Длительное заполаскивание ткани на сильном ветру также приводит к её быстрому износу. Парус, бьющийся во время поворота, принимает на себя предельные нагрузки, часто превышающие расчетные для данного типа ткани. Выход из данной ситуации – максимально быстрое произведение работ по постановке и уборке парусов, уменьшение времени произведения поворота или взятия рифов.
Качество пошивки
Качество и долговечность паруса во многом определяется качеством их пошива – паруса, небрежно скроенные и сшитые даже из самой современной и дорогой ткани, не дадут вам никакого преимущества ни в скорости хода, ни в долговечности использования. Швы являются самым уязвимым местом всей конструкции: именно по швам часто начинается разрушение паруса. Для увеличения их качества используется двойной-тройной, а иногда даже четверной прошив для гоночных яхт. Раскрой для повышения качества должен быть обязательно горячим – так удаётся бороться с проблемой «разлохмачивания» обрезанных краёв ткани.
Наибольшую нагрузку яхтенный парус испытывает в своих углах, поэтому в данных местах ткань удваивается или даже учетверяется. Люверсы обязательно должны изготавливаться из нержавеющего металла – стали-нержавейки, меди, латуни. Ползуны грота на углах (со стороны фала и шкота) не должны быть выполнены из пластмассы, а только из металла. Бывает, что ради экономии времени и средств, угловое усиление не пришивается, а наклеивается. Это может привести к тому, что оно может отклеиться в самый неподходящий момент. На потенциально опасных местах, где высока вероятность трения (фаловые дощечки, места крепления карабинов и ползунов, углы), неплохо нашить кожаные накладки.
Уход за парусами
Следует сказать о правильном уходе за парусами. Только правильный уход может гарантировать максимальный срок их службы. В связи с этим, напоследок хочется привести ряд советов по уходу за парусами от Яна Брауна, эксперта из американской компании «Квантум Сэйлс», занимающейся проектированием и пошивом парусного вооружения для яхт различных типов.
- По возможности — максимально сокращайте заполаскивание парусов. Конечно, в любом случае, заполаскивание неизбежно при постановке, но следует всеми силами стараться уменьшить его.
- Следует выбивать булинь вплоть до устранения полоскания на ветру задней шкаторины паруса. В данном случае — полоскание легко, в течение всего лишь десятка минут, может привести к серьёзным повреждениям полотна, особенно покрытого ламинирующей плёнкой.
- После использования паруса старайтесь скатывать, а не складывать – это позволит избежать появления нежелательных перегибов ткани. Свёртывание паруса особенно легко производить на небольших парусниках, длиной до 40 футов.
- Следует регулярно проверять паруса на предмет истирания. Для этого хорошо подойдет следующий метод: в вечернее время, после захода солнца, освещайте натянутый парус фонариком. Таким образом, можно обнаружить не только разрывы, но даже потенциально опасные и истончённые места.
- В конце сезона следует подробно осматривать паруса вместе с вашим парусным мастером, выясняя необходимость произведения текущего ремонта. В связи с этим — нужно оговаривать условия гарантийного обслуживания, при заключении договора на пошив парусов.
- После окончания яхтенного сезона — паруса следует тщательно прополоскать в пресной воде, просушить, и лишь после этого убирать на хранение. Влага для современных полимерных материалов не столь опасна, как для их хлопчатобумажных, конопляных и льняных «предков», но она может привести к образованию на ткани налёта из плесени или грибка. Это отнюдь не улучшит их эстетический облик. Кристаллики морской соли, после оставшиеся на ткани после испарения влаги, могут повреждать волокна, приводя к их преждевременному износу.
- Запрещается ходить, лежать, сидеть на снятых и сложенных парусах. Это приводит к их преждевременному истиранию и образованию перегибов ткани.
Соблюдая эти нехитрые правила, можно значительно увеличить срок службы парусов, сэкономив тем самым на их частой замене. Это становится особенно актуальным, учитывая высокую стоимость современных материалов.