С наступлением сезона навигации для многих любителей яхтинга становится весьма актуальным вопрос приобретения нового «плавсредства». Учитывая немалую стоимость современных яхт и катеров, обычно новой покупке предшествует продажа уже имеющегося судна. Далеко не каждый яхтсмен имеет финансовые возможности, силы и время содержать одновременно две лодки, поэтому продажа старой яхты перед покупкой новой является оптимальным вариантом. Несколько полезных советов относительно наиболее быстрой и выгодной продаже яхт б/у.
Определение объективной цены судна
Перед продажей судна очень важно установить его объективную стоимость. Неоправданно завышенная цена не только не поможет вам выгоднее продать лодку, но и, наоборот, отпугнёт всех потенциальных покупателей. С другой стороны, чересчур низкая стоимость оправдана лишь в том случае, если вам необходимо по какой-то причине сбыть судно как можно быстрее. Но в этой ситуации вы непременно потеряете значительную часть от его реальной стоимости. Поэтому при продаже лодок б/у очень важно найти тот ценовой оптимум, который позволит совершить сделку достаточно быстро, но не в ущерб собственному карману.
Согласно законам данной сферы рынка, большинство яхт уже после 5-ти лет эксплуатации теряет в цене до 50-60%, а в случае неаккуратного использования лодки, этот показатель может упасть и до 75%. Если у вас недостаточно опыта в определении объективной цены судна, то лучшим вариантом будет обратиться за содействием к профессиональным оценщикам. Специалисты, работающие на рынке продаж судов б/у, — яхтенные брокеры, по долгу службы хорошо знакомы с рыночной конъюнктурой. Поэтому именно они смогут установить наиболее реальную цену на вашу яхту, принимая во внимание её класс, возраст, укомплектованность оборудованием, внешнее и техническое состояние.
Конечно, установить точную стоимость вашей лодки возможно только после детального осмотра. Но у яхтенных брокеров имеются и свои расчёты, позволяющие с высокой долей точности определить реальную цену в зависимости от износа. К примеру, двигатель яхты теряет в стоимости в зависимости от наработанных моточасов. Каждая сотня моточасов, это примерно -5% от первоначальной стоимости двигателя. Подобные выкладки производятся из расчёта, что спустя 2 000 моточасов такой двигатель, уже подлежит капремонту либо замене.
Конечно, раз на раз не приходится: порой двигатель умирает, не доработав до указанного срока, а порой – превышает его в разы. Всё опять-таки зависит от качественного ухода за ним и бережного отношения. Тем не менее износ двигателя значительно влияет на общую стоимость б/у лодки. В стандартных случаях яхта, без каких-либо аварий и повреждений, теряет в стоимости в первый год около 20% первоначальной цены. Снижение рыночной цены далее идёт более медленными темпами – около 7% в год.
Единственный минус обращения к брокерам, их услуги стоят определённых денег. Если вы желаете сэкономить на дополнительных расходах, то можете самостоятельно определить реальную стоимость вашей лодки. Для этого придётся провести некоторую аналитическую работу, собрав информацию со специализированных сайтов по продажам судов б/у. Найдите объявления, касающиеся лодок вашего класса, приблизительно сходного возраста и техсостояния. Из установленных цен на них выведете среднее арифметическое: это и будет оптимальная рыночная стоимость вашего судна с погрешностью плюс-минус 5-10%.
Чем больше вы обработаете информации с сайтов продаж, тем, согласно закону больших чисел, точнее, будет итог. При знакомстве с объявлениями отсеивайте те из них, что поданы давно, свыше полугода. Как правило, стоимость лодки по таким объявлениям чрезвычайно завышена, вследствие чего они и не продаются очень долгое время. Если после приобретения судна вы производили его укомплектование дополнительным оборудованием, важно грамотно определить его стоимость с учётом износа. Доукомплектование яхты позволяет значительно поднять рыночную стоимость судна по сравнению с первоначальной.
Если вы счастливый обладатель яхты не типовой модели, а выполненной по эксклюзивному проекту, следует знать, что такие суда не подчиняются обычным рыночным законам. Лодки, созданные по индивидуальному проекту, либо доработанные в соответствии с личными потребностями судовладельца, с течением времени вовсе не теряют в цене. А порой подобные эксклюзивные модели со временем только дорожают, переходя в разряд раритетов. Конечно, это справедливо только в случае надлежащего ухода за судном и поддержания его в отличном техническом состоянии. Обычно это происходит не ранее, чем спустя несколько десятилетий после спуска со стапелей.
Правильное позиционирование
Следующий фактор успешной продажи судна – его правильное позиционирование. Прежде всего, следует произвести предпродажную подготовку лодку. Первое впечатление, которое произведёт на потенциального покупателя товар и его владелец, в 90% случаев оказывает решающее влияние на принятие решения о покупке. Постарайтесь подать вашу яхту с максимально выгодной стороны, «показать товар лицом». Перед показом хорошенько вымойте и почистите судно как снаружи, так и изнутри, начистите металлические части, а деревянные – натрите воском, а при необходимости покройте заново лаком.
Особое внимание уделите исправности оборудования и технических средств, такелажу и парусам. Любые накладки во время «ходовых испытаний» неизменно произведут негативное впечатление на клиента. Подготовьтесь к возможным вопросам, которые неизменно будет задавать покупатель относительно вашей лодки. Чем более чёткими и исчерпывающими будут ваши ответы, тем лучше. Этим вы покажете клиенту отличное знание своего судна, что прямо свидетельствует о хорошем уходе за ним. Не забывайте и о том, что шкипер – это лицо яхты. При встрече с покупателем имейте опрятный внешний вид и держитесь с ним дружелюбно, но в то же время сугубо по-деловому. Неуместное панибратство может создать о вас впечатление несерьёзного гражданина, неспособного хорошо следить за судном.
Максимум информации
Если вы желаете поскорее продать судно, не теряя при этом в цене, необходимо разместить как можно больше информации о его продаже. Для этого на просторах интернета имеется множество ресурсов, специализирующихся в данном сегменте рынка. Продажу парусных яхт б/у, а также катеров, эффективнее производить на порталах Craigslist и «И-бэй». Данные ресурсы имеют наибольшее число пользователей как в нашей стране, так и за рубежом. Не стоит сбрасывать со счетов и местные СМИ, выходящие в вашем городе – газеты и журналы с печатными объявлениями и специализированные интернет-сайты. Распространите информацию о продаже и среди знакомых яхтсменов, возможно, кто-то из них, или их знакомых заинтересуется вашим предложением.
- Boatshop24.com – немецкий сайт, работающий на яхтенном рынке почти два десятка лет. Имеет версию на русском языке. Занимается продажей лодок по всему миру.
- http://www.botenbank.nl, http://www.wehmeyer.nl/, De Valk – голландские сайты, специализирующиеся на продажах судов и оборудования к ним.
- Blocket.se – самый крупный яхтенный сайт из Швеции.
- Inautia.com – европейский портал, ориентированный преимущественно на западно-средиземноморский рынок (Испания-Франция-Италия).
- Boat24.com – ещё один европейский сайт. Специализация – лодки бюджетного сегмента, а также б/у.
- Yachtworld.com – одна из крупнейших в мире онлайн-площадок новых и б/у яхт и катеров. Зарегистрирована в США, но работает практически по всему миру.
- http://www.sailboatlistings.com/, http://ru.yachtworld.com/, http://boatzez.com/ — другие американские сайты, де-факто работающие по всему миру.
- http://www.nettivene.com/, http://www.nettivene.com/ — сайты для желающих приобрести лодку в стране Суоми.
- www.scanboat.com, www.guloggratis.dk, Www.dba.dk – датские порталы, локализующиеся преимущественно на скандинавских рынках.
- http://www.annoncesbateau.com/, http://www.annoncesbateau.com/ — французские торговые онлайн-площадки.
- http://www.boatshed.com/, http://www.boatsandoutboards.co.uk/, http://www.apolloduck.co.uk/ — британские сайты новых и подержанных лодок (только на английском языке).
Можно сразу обратиться к услугам яхтенных брокеров. Стоимость их услуг может зависеть от различных факторов, но обычно составляет порядка 5-10% от общей стоимости продаваемого судна. Профессионал, по роду профессии, имеет широкий круг познаний в деле торговли лодками, он способен оказать помощь не только собственно в продаже, но и при оформлении всей необходимой документации. Прибегая к помощи брокера, вы получаете услугу «под ключ». Брокер, после осмотра яхты предложит наиболее реальную цену, за которую она может быть продана. Одновременно с этим увеличиваются и шансы скорейшего заключения сделки.