Отдых под парусом

Палубное оборудование

Любая яхта, будь то океанский «крейсер» или небольшой швертбот, состоит из двух основных частей: корпуса и парусного вооружения. Однако, функционирование судна невозможно без дополнительного оснащения, в число которого входит палубное оборудование.

палубное оборудование

Что относится к палубному оборудованию

К палубному оборудованию судов относят всю совокупность механизмов и приспособлений, располагающихся на палубе. Без этих дополнительных приспособлений эксплуатация любого судна становится попросту невозможной. К видам палубного оборудования относятся:

  • Якоря и связанные с ним подъёмные механизмы и приспособления – брашпили, цепи, канаты.
  • Иллюминаторы и люки.
  • Трапы, релинги, леерные ограждения, фальшборты.
  • Всевозможные такелажные лебёдки, а также различные погрузочно-разгрузочные механизмы – тельферы и тали.
  • Дополнительные шлюпки и тузики-динги.
  • Осветительное и сигнальное оборудование.
  • Тросы и фалы.
  • Дельные вещи – крюки, швартовые устройства (кранцы, утки, кнехты), блоки и так далее.

К якорным системам относят собственно якоря, а также механизмы для их отдачи-подъёма и хранения: брашпили, тросы (цепи), цепные ящики, стопоры, релинги. Якоря могут быть:

  • Становыми. Это основные якоря, располагающие на носу судна и выполняющие главную удерживающую функцию.
  • Вспомогательными. Как явствует из названия, выполняют дополнительную функцию, обеспечивая более надёжное удержание судна на месте во время стоянки. Размещаются, как правило, на корме яхты.

якорное оборудование

Крупные суда, имеющие массивные якоря, оснащаются механизированной системой подъёма. Она состоит из брашпиля с механическим (электрическим, гидравлическим) или ручным приводом и тормоза для удержания якоря в заданном положении. На небольших лодках якорь выбирается вручную.

В швартовые устройства и приспособления входят:

  • Швартовочные утки или кнехты. Представляют собой накрепко прикреплённые к палубе тумбы, крюки или скобы, предназначенные для крепления швартовых концов.
  • Швартовые концы – специальные тросы для прикрепления яхты к берегу или другому судну.
  • Клюзы – металлические отливки с округлыми краями, окаймляющие отверстия в фальшбортах. Они предназначаются для предотвращения истирания швартовых. На малых лодках с отсутствующими фальшбортами заменяются киповыми планками, имеющими то же назначение.
  • Кранцы – вывешиваемые по бортам особые мягкие амортизаторы, защищающие борта судна при швартовке к пирсу или другому кораблю.

Шлюпки используются на судах как для проведения спасательных работ, так и для высадки на необорудованные причальные стенки побережье. Спасательные шлюпки на больших кораблях могут вмещать до полутора сотен людей. Яхты обычно оборудуются небольшими 2-4 местными тузиками-динги, используемыми как для высадки на берег, так и для морских прогулок и рыбалки. На малых яхтах и катерах в качестве спасательного плавсредства применяется спасательный плот. Небольшие динги спускаются на воду вручную, при помощи тросов, перекинутых через блоки. Для спуска больших шлюпок используют специальные подъёмные механизмы – шлюпбалки.

К дельным вещам относят всю совокупность мелких приспособлений для закрепления стоячего, а также крепежа и перемещения бегучего такелажа. Сюда включают утки и скобы, системы блоков. Осветительное оборудование предназначается для палубного освещения и постановки габаритных огней в тёмное время суток и для подачи морских световых сигналов. Лебёдки и тали устанавливаются на борту для произведения различных такелажных работ, в том числе и для механизации поставки и уборки парусов.

Особенности выбора палубного оборудования

Комплектация судна палубным оборудованием осуществляется в строгом соответствии с морскими нормативами и ГОСТами ещё на верфях. Его подбор ведётся с учётом специфики каждого судна: его размера, назначения и условий плавания, для которых оно предназначено. На деле же, большинство яхтсменов не бывают вполне удовлетворены палубным оборудованием своего судна, построенного по типовому проекту. В результате — сразу после приобретения лодки начинается долгий и кропотливый процесс доработки.

Первоначальное оборудование либо заменяется новым, более удовлетворяющим запросам владельца яхты, либо дополняется различными механизмами и приспособлениями. При самостоятельном дооборудовании судна следует обязательно придерживаться требований нормативных актов, стандартов ГОСТа и положений техники безопасности.

палубное оборудование яхты

Так, якорь должен подбираться исходя из массы судна при его максимальной загрузке. В учёт следует брать удерживающие свойства того или иного типа якоря, а также условия донного рельефа в местах предполагаемого плавания. Дело в том, что якоря различных конструкций по-разному «работают» на тех или иных грунтах. Выбирая тросы и блоки, следует учитывать максимальную возможную нагрузку. Очень часто причиной происшествий в море становятся поломки блоков и обрывы фалов.

Выбор яхтенного оборудования также тесно сопряжён с нормативами техники безопасности. Тросы недостаточной толщины попросту опасны при произведении такелажных работ. Световое, сигнальное оборудование, оснащение судна спасательными средствами подчиняется установленным нормативным требованиям. Нарушение данных нормативов может повлечь серьёзные последствия в виде наложения штрафов и запрета на выход в море. В нашей стране подобными функциями обладает инспекция ГИМС при МЧС. При самостоятельном дооборудовании лодки палубным оборудованием следует предварительно осведомиться о соответствующих положениях нормативных актов.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти