По сравнению с мировым яхтостроением, строительство парусных яхт в России начало масштабно развиваться не так давно: в начале девяностых годов прошлого века. Единственным существенным отличием российских яхт от иностранных является ограниченный ассортимент моделей. Еще одна особенность – практически полное отсутствие «премиум-сегмента» в России: некоторые российские верфи готовы предложить клиенту «люксовую» комплектацию какой-либо своей модели, однако«мега-яхту» состоятельный покупатель закажет за рубежом. Кроме того, многие российские производители адаптируют свои яхты, исходя из условий эксплуатации: климатических, навигационных и других.
Стоимость российских парусных яхт в сравнении с импортными – одно из конкурентных преимуществ отечественных судостроителей. Низкая цена прежде всего обусловлена сравнительно низкой стоимостью рабочей силы, занятой на изготовлении яхты. Кроме того, при покупке яхты отечественной постройки — российскому покупателю не придется платить за доставку из-за рубежа (размер транспортных расходов может составлять значительную часть стоимости судна).
Минусом большинства российских производителей считается отсутствие или минимальный «складской запас», если речь не идет о серийном образце, то яхта чаще всего начинает строиться только после заключения договора и получения предоплаты от клиента.
В настоящее время в России работает большое количество судостроителей, причем создаваемые ими яхты по качеству не ниже зарубежных аналогов:
Morozov Yachts – судостроитель из Санкт-Петербурга, компания занимается строительством яхт с 1998 года. Компания работает на импорт, даже сайт (morozov-yachts.com) не имеет русскоязычной версии. Morozov Yachts изготавливает яхты длиной до 30 метров: двухмачтовые (M55 VERA Pilothouse Cruiser, Soler-52 Grand Cruiser, M64 ATOA Expedition, MT-37 Nordic Duck) и одномачтовые (M40 ROSA Pilothouse Cruiser, M45 MIRA Pilothouse Cutter, Soler-52+ Explorer, Soler-42 Ocean Cruiser, Soler-38 Fast Cruiser, Morozov-30 Meduza).
Компания «Спрей и Ко» находится на расстоянии почти две тысячи километров от ближайшего моря – в Екатеринбурге. Каталог судостроителя включает более десятка наименований парусных яхт:
- Гоночные модели (Spray-42, Рикошет-747, Рикошет-5592М, Спрей 600, Катамаран F-16).
- Крейсерско-гоночные яхты (Рикошет-1220, Рикошет-940, Рикошет-930, Рикошет-901, Рикошет-750, «Спутник-15» Пико-крейсер).
Каждая модель предлагается в нескольких комплектациях, прайс листы можно скачать на сайте компании (sprayltd.ru).
Компания «Скиф» находится в Ростове-на Дону, она занимается строительством:
- Морских крейсерских яхт (в каталоге представлены четыре модели: ДОН-30, ДОН-35, ДОН-40 и Scythia 35 Marc Lombard, СЕ – яхта сконструирована во Франции специально для компании «Скиф»).
- Парусных яхт длиной до 30 футов (в каталоге представлены пять моделей, цифра обозначает длину судна в футах: SKIFF 28 «Лео», SKIFF 25 «Чайка», SKIFF 22 «Ретро», SKIFF 21 «Бриз», SKIFF 14 «Мотылек», Scythia 25).
- Небольших моторно-парусных яхт (АНАПА 30 и АНАПА 30К).
Кроме того, возможно создание индивидуального проекта парусной яхты — в соответствии с пожеланиями заказчика.
Яхтенная верфь «Норма» строит стеклопластиковые суда, начиная с 2006 года. Кроме гоночных яхт класса «Дракон», возможно создание других разновидностей парусных судов: начиная с разработки проекта и заканчивая его воплощением.
Компания «Русские моторные яхты», несмотря на название, производит и парусные яхты. Особенность судов от этого российского производителя – использование в производстве элитных сортов красного дерева. По сравнению со стеклопластиком, этот материал имеет несколько преимуществ: превосходная теплоизоляция и отсутствие статического электричества, а также конденсата во внутренних помещениях.
Выше приведен далеко неполный перечень российских производителей парусных яхт. При желании найти исчерпывающий перечень не составит труда: эта информация есть в свободном доступе. Для начинающего любителя яхтинга — приобретение парусной яхты российского производства предпочтительней по нескольким причинам:
- Приемлемая стоимость. Типовая парусная яхта российского производства всегда будет дешевле зарубежного аналога. Кроме того, в случае с покупкой импортной яхты за границей, в ее стоимость автоматически будет включена цена доставки (трейлером или контейнером), а также оплата услуг яхт-брокера, обязанностью которого будет выполнить осмотр и погрузку судна.
- Простое обслуживание и ремонт. Кроме того, начинающему яхтсмену будет проще обратиться к производителю при возникновении рекламаций.