Отдых под парусом

Мачта яхты

Мачта на парусной или парусно-моторной яхте – это один из ее основных элементов, позволяющий (вместе с парусами и такелажем) использовать энергию ветра для движения судна. Один из способов классификации яхт – по количеству мачт: одномачтовые, двухмачтовые или многомачтовые.

мачта яхты

Виды мачт

Конструкции мачт различаются в зависимости от парусного вооружения, которое они несут. На современных яхтах чаще всего используют косое парусное вооружение, поскольку оно гораздо эффективнее прямого.

В большинстве случаев — мачта представляет собой конструкцию, расположенную вертикально относительно палубы яхты. В дополнение к ней могут использоваться гик, гафель или рей (в зависимости от типа паруса).

разновидность мачты яхты

Бермудский парус

Наиболее распространенный вариант. Передняя шкаторина (кромка) треугольного паруса растянута вдоль мачты, а нижняя вдоль гика, подвижно прикрепленного к основанию мачты.

Гафельный парус

Нижняя шкаторина паруса крепится к гику, а верхняя к гафелю. Парус не треугольный, а трапециевидный.

Латинский парус

Верхняя шкаторина растянута вдоль рейки, прикрепленной к балке на мачте, нижний конец которой доходит до палубы.

Люгерный парус

Отличается от латинского формой: чаще всего люгерный парус представляет собой неправильную трапецию.

Крепление мачты

Чаще всего мачта раскрепляется растяжками: вантами (боковыми растяжками) и форштагом (носовой растяжкой). Кроме того, могут применяться краспицы, позволяющие перенести нагрузку с вант на среднюю часть мачты.

Менее распространенные способы – это раскрепление мачты подкосами или использование свободной мачты.

крепление мачты яхты

Материал мачты

Мачта яхты может быть изготовлена из следующих материалов:

  • Дерево. Главное преимущество древесины в качестве материала для мачты – это дешевизна. По всем остальным параметрам деревянная мачта уступает мачтам из других материалов: дерево подвержено воздействию влажности, показатели прочности и жесткости древесины хуже аналогичных показателей других материалов, из которых изготавливаются мачты. Дополнительная сложность – это круглое сечение сосны, из которой обычно изготавливаются деревянные мачты. Несмотря на это, некоторые конструкторы яхт считают необходимым следовать тысячелетнему опыту кораблестроителей в ущерб функционалу. Каждому свое: аутентичный драккар в открытом море не сможет догнать современную яхту с равным водоизмещением, но зато это доставит большое удовольствие всему экипажу.
  • Металл. На современных яхтах мачты чаще всего изготовлены из алюминия или дюраля. Срок службы металлических мачт зависит от условий эксплуатации: при отсутствии запредельных нагрузок — металл более долговечен, чем любой другой материал.
  • Стеклопластик. Стоимость стеклопластиковой мачты для яхты ненамного превосходит стоимость деревянной. Небольшой вес, возможность еще на стадии проектирования обеспечить армирование с учетом предполагаемых нагрузок, максимальная (в сравнении с другими материалами) удельная прочность –являются преимуществами. Кроме того, мачта из стеклопластика отличается высокой ремонтопригодностью: починка возможна при помощи минимального ЗИПа.

деревянная мачта яхты

Необычные мачты

Прогресс не стоит на месте, иногда конструкторы яхт воплощают в жизнь необычные идеи.

Качающаяся мачта – система «Сэйлмэтик»

В середине восьмидесятых годов прошлого века норвежские конструкторы запатентовали уникальное изобретение: мачту, которая при помощи системы тросов, гидравлики и подвижного балласта способна отклоняться до 35 градусов от вертикали. Сама же яхта сохраняет горизонтальное положение при любом курсе относительно ветра, крен полностью отсутствует. Коммерческий вариант системы «Сэйлмэтик» подойдет только для яхт длиной 35-40 футов, стоимость комплекта (без установки) составляет около 7 тысяч долларов.

Щелевая мачта

Эта мачта состоит из двух плавно сужающихся стреловидных профилей. Идея состоит в том, чтобы повысить скорость воздушного потока, проходящего сквозь щель мачты. В соответствии с эффектом Вентури, за счет сужения профилей мачты скорость воздушного потока (в сравнении с обычной мачтой) возрастает в 3-4 раза, а воздействующая на парус аэродинамическая сила увеличивается пропорционально квадрату скорости (в 9-16 раз). Кроме того, щелевая мачта позволяет значительно снизить потери, возникающие при «обтекании» ветром мачты обычной конструкции (круглого или овального профиля).

Вращающаяся мачта

В отличие от перечисленных выше вариантов нестандартных мачт, вращающаяся (поворотная / крутящаяся) разновидность мачты более распространена. Она может быть с полным (360 градусов) или ограниченным углом поворота. Угол поворота контролируется с помощью лебедки. Чаще всего используется на гоночных яхтах. В представлении обывателя — единственное назначение мачты заключается в том, чтобы обеспечить движение яхты за счет энергии ветра. Такое мнение ошибочно, поскольку мачта – это прежде всего возможность бросить вызов стихии. Если мачта цела, то на ней можно (кроме паруса) поднять флаг или вымпел, повесить провинившегося члена экипажа. Если мачта сломана, то придется положиться на волю волн и ветра (если на яхте нет рации или возможности отремонтировать мачту). Мачта – это настоящий символ свободы.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти