Отдых под парусом

Незаконченная кругосветка. Часть 3

Продолжение. Начало здесь: Незаконченная кругосветка. Часть 1. Часть 2

19 июня, среда, 15-й день плавания

Всю ночь штилели, я за вахту прошел 2 мили. Днем тоже ход не ахти – 1.5-2 узла. Искупался. Зигмасу захотелось выпить – выпили по рюмашке. Повод: неделя, как Россия получила независимость. Кстати, никто из радиолюбителей нас с этим праздником не поздравил, не знают, наверное, про такой.

Время 19-40, нацелились прямо на Мальту, до нее 35 миль. Хоть посмотреть, коль заход не получится, хотя на несколько часов можно было бы и зайти.

Закончил второй раз читать «Немыслимое путешествие» Чея Блэйта. Постирал, помыл голову, подбрил бороду – в общем, устроил сандень. Зигмас тоже за бортом искупался.

Лодка Чея Блэйта «British Steel»

По ночам снится всякая гадость, сегодня, по-моему, даже кошмары мучили. Это все от мыслей невеселых. Все мысли о финансах. Как буду возвращаться? С Зигмасом особо эту проблему мы не обсуждаем, каждый в себе переживает. Думаю, ему еще хуже, чем мне. Сколько расходов впереди, один Панамский канал чего стоит. Надо бы отключиться и наслаждаться жизнью. Но какое наслаждение без денег? А с другой стороны, зачем они мне в данный момент? Ну хотя бы для того, чтобы предвкушать, как на Мальте на берег сойдем… И такая хрень в голове постоянно.

1 июня, пятница, 17 день

По прежнему маловетрие, за вахту 7-10 миль. От Мальты потихоньку отрываемся. Прошли ее с юга. Так и не увидели Валетту. С утра получили известия от родных через Юрия из Москвы. С деньгами по-прежнему никак. «Звоните завтра».

Встретили серого кита, прошел в нескольких метрах от яхты. Снимал на видеокамеру, не знаю, что получиться, что-то она мне не нравиться, периодически самопроизвольно выключается.

До Гибралтара около 950 миль. С такими ходами страшно загадывать, когда там будем.

22 июня, суббота

Летим 5,5 узлов, немного отклоняясь от курса, но ничего. С рыбалкой нам не везет, не клюет. Местные рыбаки обходят стороной. Вчера попытался подрулить к одному, попросить хвост на жареху, так начали руками махать, вали, мол, в сторону. Все равно у них свежей рыбы не было. Они ярус ставили, так что им не до гостей.

Видел небольшую черепаху. По поводу кита – вот, думаю, развели экологию. Теперь еще и в Средиземном море ночью думай, как бы в кита не въехать. Кстати, в мировом яхтинге вещь не такая уж и редкая.

Сегодня день памяти и скорби. По стопочке по случаю.

Мы в Тунисском проливе, впереди итальянский остров Пантеллерия. Чуть меньше Мальты, а я и не слышал про такой раньше.

Остров  Пантеллерия

яхта европа

24 июня, понедельник

Вчера увидел Африку, ступить ногой, наверное, не придется. Мыс Эт-Тиб – восточный мыс Тунисского залива. После Тунисского пролива – море Альборон. С 10 градуса восточной долготы до 1 градуса западной едем по глобусу. Карт на этот район нет никаких. Не удалось достать при подготовке. Но что бы внести какое-то разнообразие в сообщения, которые мы иногда направляем для камчатских газет, Зигмас придумывает историю, что идя без карт, мы специально моделируем ситуацию, что бы почувствовать себя в роли древних мореплавателей. Для полноты картины надо бы еще спутниковую навигацию вырубить.У этой самой Африки въехали в такой туман. Пришлось после вахты на руле, сидеть на локаторе, правда, не долго. При включении локатора приходится запускать дизель, очень много потребляет электроэнергии, батареи махом посадит.

Мыс Эт-Тиб

Сегодня с утра подошел катер береговой охраны Туниса. С виду, что-то среднее между буксиром и наливной баржей. Зовут нас по УКВ: «Канчатка, Канчатка. Какие проблемы?» Вообще-то мы в международных водах, но пограничников наверное заинтересовало, кто это так подозрительно долго болтается у их берегов? Отвечаем, они снова «Канчатка, Канчатка». Оказывается наша переносная УКВ на передачу не работает, ответили по стационарной. Выяснили отношения, они убрались. Тут и ветерок потянул, поставили генакер, веселее побежали – 4,5 узла. Вообще со вчерашнего дня дует полный фордак. Интересно, надолго?

Закончил читать «Мертвое море» Жоржи Амаду, начал «Острова в океане» Хемингуэя.

25 июня, вторник

Потихоньку движемся. Я за утреннюю вахту 16 миль проехал. Сейчас Зигмас от 3 до 4 узлов идет. По сравнению с 1,5- 2 узлами – это что-то.

Изучал книгу «Технология приготовления блюд из рыбы». Про тунцов, которых надеюсь поймать, но ничего нет. Зигмас угорает – нет рыбы, хоть почитать про нее. Жалуется, что утром сердце сильно прихватило, хотел меня будить, но обошлось. Не дай Бог!

Пришил два оторвавшихся ракса на лавировочный стаксель. Сегодня известий из дома ждать не приходится. Связь с нашим московским «почтальоном» будет только завтра.Чайка, с упорной настойчивостью на протяжении 15 минут атакует блесну, прыгающую за лодкой. Хорошо, что не поймалась.

26 июня, среда

Ночью была очередная нервотрепка. Ветер как будто, кто специально выключает. Четыре раза повернулся на 360 градусов. От Франции идет большая зыбь, без ветра на ней так телепает. На краспице оторвалась скоба крепления радиолокационного отражателя, он начал молотить по мачте и по парусам. Пришлось в два часа ночи поднимать Зигмаса на мачту.

Подуло только в 03.30. За вахту (с нуля до четырех) прошел аж семь миль. У Зигмаса тоже не сильно дуло – за свои четыре часа прошел девять. А за прошлые сутки девяносто две мили получилось.

Услышал на УКВ русскую речь. Позвал, поболтали, уточнил прогноз. Оказалось наш сухогруз, находятся в районе Балеарских островов, это миль триста от нас!!! А слышимость, как будто рядом.

Начинал вахту с шести узлов, докатился до четырех, еще два часа стоять. Правда пока я тут тетрадь мучаю, наверху автопилот рулит, но ему нужно периодически помогать.

Бананы гроздьями проплывают, где-то нехилую упаковку смыло. Так и не сумел ни одной грозди подцепить, Зигмас внизу отдыхает, а одному, идя под генакером, трудно сманеврировать, тем более, что замечаешь бананы уже совсем близко от яхты. Поменял тактику. После прохождения грозди под бортом, меняю курс таким образом, что бы бананы точно в кильватере оказались, там блесна тащится, вдруг зацепиться. Все впустую. Свежие бананы были бы кстати.

28 июня, пятница

Генакер, вещь конечно хорошая, но позавчера оставил без бананов, а вчера без ящика консервов. Зигмас мимо проехал. Правда, что за консервы не известно, но все же.

Сутки вчерашние у нас были 27 часов. Зигмас перевел часы на три часа назад, так ему удобней для радиосвязи. Многовато получилось. У каждого одна вахта получилась по пять с половиной часов. Когда вахту в двадцать часов сдавал, уже полная темень была. А утром, в четыре уже солнце во всю светило.

Вчера встретили еще одного кита. А после этого началось. Смотрю на небе облачность странная, виде колбасы протянулась с запада на восток и фронтом на нас движется. Позвал Зигмаса, он посмотрел, говорит, — туман.

Я усомнился, и точно, там шквал оказался, еле успели генакер сдернуть. Правда, шквал не очень сильный, но это было начало. Шквалы пошли один за другим. Ветер менял направление на прямо противоположенное. Это продолжалось всю ночь, не изменилась обстановка и сейчас. Идем то левым, то правым галсом, благо, хоть близко к генеральному курсу.

Шквал на горизонте

До Гибралтара 390 миль. Такими темпами, дней пять минимум. Сегодня у сына Зигмаса – Витаса, день рождения. Отметили.

29 июня, суббота

Вчера по связи получил два сообщения, от коллег по работе и из дома. По поводу того, что из дома, есть сомнение, что все правильно разобрали. Если разобрали правильно, то получается, что бухгалтер Камчатского отделения Российского Фонда Мира ушла в отпуск до конца июля, а спонсорские деньги нам должны поступить через эту организацию. Это засада.

Ночью неплохо шли, а сейчас еле плетемся. До Гибралтара триста миль. Сейчас 12-30, находимся в точке с координатами 36°52’N 0°48’E, это значит, что очень скоро пересечем Гринвичский меридиан и окажемся в Западном полушарии. Я там уже был, только пересекали с запада на восток вместе с Зигмасом на яхте «Тарпон» в 1991 году. С такими ходами нулевой меридиан (дай Бог) только ночь перелезем, так что отмечать утром будем. Вот еще и дождь пошел, так некстати.

1 июля, понедельник

Вот, новый месяц разменяли. Ночь та еще была, но наконец-то в карту въехали, а то эксперименты уже поднадоели. С утра толчемся на месте: течение и ветер «в морду».

Ночью на палубу залетел небольшой кальмар. Я его сварил, свою половину отдал Зигмасу, чего там делить – только душу травить.

А вчера был шанс разговеться… Сменяясь с ночной вахты (уже рассвело) обнаружил, что вокруг лодки кишит рыба. Тунцы шли на глубине метр – полтора от поверхности, периодически выскакивая из воды. В лучах восходящего солнца их тела отблескивали серебром на всем пространстве вокруг лодки, которое можно было охватить взглядом. Я уже явно представлял шипящие на сковороде куски тунца, но на нашу снасть за бортом рыба никак не реагировала. Поэкспериментировав с блеснами, я решил кардинально поменять тактику. На палубу было извлечено ружье для подводной охоты. Стоя по колено в воде на транцевом трапе, я пытался поразить цель. Потом надел маску и плыл за лодкой, держась одной рукой за трап. Очень трудно в набегающем потоке воды рассчитать упреждение. Один раз гарпун угодил в тунца, но отскочил, не причинив рыбе вреда. Я подкачал больше воздуха в ружье, но всякий раз рыбы успевали увернуться от гарпуна. Порядком подустал, а тут еще въехали в Западное полушарие. Зигмас потребовал наливать немедленно, и как последние алкоголики с утра употребили. Хотя какая нам разница – утро или вечер?

Четыре часа пролетели незаметно. Пора снова на вахту. Зигмас спустился вниз отдыхать, а я продолжил попытки раздобыть чего-нибудь свеженького на обед. Благо погода позволяет не особо обращать внимания на процесс судовождения. Легкий ветерок и полное отсутствие волны создают автопилоту идеальную возможность для демонстрации собственных достоинств. Всю вахту пролежал на палубе, свесившись за борт. Трижды гарпун поражал цель, но, стреляя сверху, я не мог пробить рыбу насквозь, и она сходила с гарпуна, как только я начинал ее подтаскивать.

Кое-как дождался выхода на вахту Зигмаса, облачился в страховочную сбрую и прыгнул за борт. Рыбы полно, но она благоразумно обходит меня, образовав «безрыбное» пространство в радиусе метров шесть. Буксировался минут тридцать, но на выстрел ни один из тунцов не подошел. Вернулся на лодку. Мои часы в водонепроницаемом корпусе, которые по запарке остались на руке, хлебнув изрядную порцию морской водицы смотрели помутневшим взором, в котором едва угадывался циферблат и стрелки. Вид секундной показывал признаки клинической смерти. Плюнув, пошел спать. А яхта, выставив вперед генакер, как беременная женщина живот, не спеша, переваливаясь с борта на борт, продолжала движение, слава Богу, в нужном направлении.

Вечером наблюдал такую картину: плывет черепаха, вокруг нее кишмя кишит мелкая рыбешка, прячется от тунцов, а черепаха только успевает вертеть головой и хватать мальков, набила полный рот.Тунцы еще и сегодня нас сопровождают, но рыбацкий азарт как-то угас.

Сейчас, когда пишу эти строки, недоуменно думаю: «Почему ни мне, ни Зигмасу не пришло в голову, положить лодку в дрейф и спокойно пострелять?»

2 июля, вторник

Всю ночь пилили галсами и сейчас продолжаем пилить. Ветер очень невыгодный. До Гибралтара 94 мили, но с таким ветром еще идти и идти. Вчера на одном из галсов зашли на несколько миль в территориальные воды Испании. Возможно, что береговая охрана звала нас по УКВ, но станция у нас выключена. Прилетел патрульный самолет, сделал круг над лодкой и удалился.

Закончил читать «Острова в океане», начал «Три возраста Окини-сан» Пикуля. В перерывах читаю «К островам Индийского океана» о 36 рейсе НИС «Академик Курчатов», авторы московские художники Плахова и Алексеев.

Узнали о гибели российского Ту-154 с пятьюдесятью четырьмя детьми на борту. Какой ужас!

3 июля, среда

Время 13-10. До Гибралтара 38,5 миль. По-прежнему лавировка. Ночью вообще стоял на месте. В порт должны прибыть либо ночью, либо утром.

Встал утром, собираюсь на вахту, первым дело в карту – прокладку глянуть. Всю вахту Зигмас двигался, куда надо. Перевожу взгляд на GPS – курс на 90° на юг от прокладки. Выбираюсь на палубу, спрашиваю:

— Ветер изменился?

— Нет,– говорит Зигмас.

— А чего курс поменял?

– Не хочу лезть в болото и не хочу ночью в порт входить. И вообще, я хоть раз спрашивал, почему ты курс изменил?

Я в ответ тоже психанул. Так, на ровном месте ни с того, ни с сего размолвка вышла. Подустали, сдают нервишки – двадцать девятый день в море. Ветер-то и на самом деле поменялся и не мог он ехать по-другому.

4 июля, четверг

Утром, еще по темноте подошли к Гибралтарской скале. Справа от скалы берег залит огнями. На их фоне просматриваются суда, стоящие на якоре. Практически на ощупь пробираемся к входу в бухту Альхесирос. Слева по борту, буквально пролетел катер с синей проблесковой мигалкой. Катера и не видно, только мигалка пронеслась. Наверно, морская полиция. Постепенно развиднелось.Гибралтарская скала с моря удивительно похожа на Сопку Любви, что у нас в Петропавловске, если смотреть на нее со стороны Култушного озера. И даже строение какое-то у подножья напоминает здание нашего драмтеатра.

Гибралтар

В проливе со стороны океана дует метров 15 -18. По мере продвижения к берегу ветер стихает. Только пересекли линию входных мысов бухты Альхесирас — полный штиль. Зеркальная гладь, справа, милях в двух, лес мачт в порту британского Гибралтара, слева, чуть дальше марина испанского города, одноименного с бухтой. Мы еще не решили, куда пойдем, шенгенских виз нет, как впрочем, и любых других. А лодка стоит, как вкопанная, даже течения никакого. Я свою вахту отстоял, иду спать. Ветер подует — капитан подымет. Проспал спокойно положенное время, выползаю наверх. Ничего не изменилось, если не считать того, что солнце уже во всю палит и Зигмас, одуревший от зноя и безделья. Тут с берега легкий-легкий ветерок потянул. Лавироваться нечего и думать, а вот назад, в пролив уйти можно.

— А не махнуть ли нам в Африку? – подает мысль Зигмас.

— Сеута, вон она, рядом. Хоть Африка, но испанская территория, считай, что Европа.

Начинаем потихоньку выползать из бухты. В проливе, как свистело, так и свистит. И полетели девять узлов к африканскому берегу.

Подлетаем к входу в порт, еще издали, замечаем торчащие из-за мола яхтенные мачты. Хорошо, не надо будет марину разыскивать. Вдруг этот лес мачт весь разом начинает двигаться в сторону входных ворот. Оказывается, это специальное судно для перевозки яхт движется на выход из порта.

Постулат Зигмаса: «Если какая-нибудь гадость должна произойти, она произойдет», впрочем, это может быть и не его постулат.

Мы уже довольно близко к входу, Зигмас принимает решение пропустить яхтовоз, сделав поворот оверштаг (вход в порт у нас под ветром). Я на носу готовлюсь помочь стакселю через внутренний штаг на другой борт перейти. Лодка в поворот не идет, а, мол, вот он, рядом, у основания бетонные быки навалены, и мы прем на них. Смотрю, капитан в другую сторону штурвал закручивает, что бы по ветру повернуть, а яхта все вперед летит. Мысли в голове вихрем несутся: «Конец походу, так глупо яхту угробить. Выпрыгнуть на быки и отвести нос не получиться на такой скорости». И все в том же духе. Тут лодка в поворот пошла, прошли в метре от быков. Пишу дневник, а по телу все еще дрожь пробегает.

С судном разминулись, зашли в акваторию порта, увидели вход в марину, а ветра уже и нет. На последних дуновениях вползаем в марину. Маневрировать для постановки к одному из плавпирсов, к тому же довольно плотно заставленных, инерции явно не хватит. Медленно движемся вглубь марины к бетонной стенке. Выпрыгиваю со швартовым концом на берег и с ужасом замечаю, что глубина в этом месте катастрофически уменьшается. Как могу, пытаюсь погасить остаток инерции, но фальшкиль яхты касается дна. Чувствуется, что слегка подсели, но пока нас это не сильно волнует, подошел кто-то из служителей марины, помог привязаться. Впервые за месяц, после зыбкой палубы мы ступили на твердую землю!

И так, мы ступили на твердую землю.

Продолжение следует…


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти